Прочитайте текст, сделайте анализ по плану (по заданному
1) Определите тему текста.
2) Определите основную мысль текста.
3) Выделите микротемы.
4) Определите тип текста.
5) Определите стиль текста.
6) Укажите используемые стилистические средства.
Текст:
Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы
ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приѐмных экзаменах в высшие учебные
заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших
школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей,
обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой
части всѐ обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но
надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрѐл совершенно необычную остроту и
что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены.
Надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров
общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.
Л. Щерба. Безграмотность и еѐ причины.
2) Основная мысль текста - грамотность школьников в настоящее время сильно понизилась и это стало серьезной проблемой.
3) Микротемы:
- Уровень грамотности школьников на приемных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы;
- Грамотность машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу;
- Обследования школ и наблюдения за людьми, которые обучаются письму в последнее время.
4) Тип текста - аналитический/научно-популярный, так как автор анализирует проблему безграмотности, представляет свои определения и выводы.
5) Стиль текста - неформальный, рассуждающий.
6) Стилистические средства, используемые в тексте:
- Парадокс - автор говорит, что доказывать понижение грамотности школьников - "ломиться в открытую дверь", то есть это очевидно и не нуждается в объяснениях.
- Метафоры - "поднятие грамотности всегда стоял на очереди", "пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия".
- Риторические вопросы - "Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно?", "Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрел совершенно необычную остроту?".
- Усиление - повторение фразы "надо откровенно признать" для подчеркивания важности и необходимости решения проблемы безграмотности.
Анализируя данный текст, мы видим, что он посвящен проблеме понижения грамотности среди школьников. Автор утверждает, что эта проблема стала особенно острой в настоящее время и называет различные области, где это проявляется - на экзаменах в высшие учебные заведения, у грамотных работниц сферы обслуживания и т.д. Автор также подчеркивает, что в прошлом вопрос повышения грамотности уже стоял на очереди, но сейчас он приобрел особую остроту. Автор акцентирует внимание на важности признания этой проблемы как общественного бедствия и необходимости принятия мер для ее решения. В тексте используются различные стилистические средства, такие как парадокс, метафоры, риторические вопросы и усиление, чтобы подчеркнуть серьезность и значимость проблемы безграмотности.