Прочитайте текст. Сформулируйте основную идею и тему текста. 2.1. Выделите основные смысловые части текста, определите содержащуюся в них основную информацию, сформулируйте ее своими словами.
2.2 Сверните информацию смысловых частей и сформулируйте ответ на вопрос, о чем идет речь в данном тексте.
2.3 Запишите аннотацию данного текста с использованием опорных выражений и изученных языковых средств
КАЗАХСКИЙ АЛФАВИТ
По данным некоторых исследований, в древности у казахов была древнетюркская письменность. Они пользовались рунической письменностью в V-III веках до нашей эры. Эти же источники 179 утверждают, что руническая письменность появилась где-то на 15 веков раньше славяно-кириллической и на 10 веков раньше, чем грузинское и армянское письмо.
Казахи, как и все тюркские народы, являются наследниками рунической письменности, известной в науке как орхоноенисейская. Эти письменные памятники были обнаружены более трехсот лет назад. Исследователи отмечают удивительную простоту и исключительное соответствие рунических 24 букв, которыми наши предки пользовались более полутора тысяч лет, современному казахскому алфавиту.
Затем завоеватели насильно заменили руническую письменность на арабскую, которая появилась на тысячу лет позже. Этой письменностью тюркские народы пользовались около тысячи лет. Арабская система письменности была неудобна для казахского и других тюркских языков. Поэтому Ахмет Байтурсынов, известный ученый и общественный деятель Казахстана, в 1924г. модифицировал ее. Алфавитом гениального Ахмета Байтурсынова по сей день пользуются полтора миллиона казахов в КНР.
В 1929 году казахская письменность была переведена на новый алфавит из 30 букв на основе латиницы. С 1936 г. алфавит всех тюркских народов бывшего Союза в добровольно-принудительном порядке перевели на новый – на основе кириллицы. Казахи были вынуждены принять этот алфавит в 1940 г. Если всем тюркским языкам было достаточно 39 букв на основе латиницы, то при переходе на кириллицу их стало 73. С момента перехода на кириллицу казахский алфавит содержит 42 буквы: 32 буквы русского алфавита и 9 специфических букв казахского языка.
Глобальная компьютеризация остро ставит вопрос, который дебатируется на страницах СМИ с 1990г., о скорейшем переходе на латиницу.
Дай им характеристику: укажи лицо и число каждого из них: они (3 лицо, мн.ч.), мы (1 лицо, мн.ч.), я (1 лицо, ед.ч.). А в каком падеже они все стоят? Именительный падеж (для всех, т.к. они являются главными членами предложения – подлежащими).
Затем найди словосочетания, где личные местоимения являются зависимыми словами. Также укажи их лицо, число и падеж: к нему (3 лицо, ед.ч., д.п., зависимое слово от глагола пришли ( к кому?)), к нам (1 лицо, мн.ч., д.п., зависимое слово от глагола присоединились ( к кому?)), в неё (3 лицо, ед.ч., р.п., зависимое слово от глагола вскочил ( куда?)), под ней (3 лицо, ед.ч., д.п., зависимое слово от глагола оказался (под чем?)), на нём (3 лицо, ед.ч., п.п., зависимое слово от глагола стояло (где?)).
В первом предложении покажи графически связь главных членов:
Заяц (ставим над словом крестик) – ведем стрелку (с вопросом что делает?) к глаголу дрожит.
2. сделай звуковую запись имени прилагательного.
серенький
Серенький – 3 слога: се-рень -кий
с [с] – согласный, глухой, мягкий, парный.
е [э] – гласный, ударный.
р [р’] – согласный, непарный звонкий, парный мягкий.
е [и] – гласный, безударный.
н [н’] - согласный, непарный звонкий, парный мягкий.
ь [-] – к [к’] - согласный, глухой, мягкий, парный.
и [и] – гласный безударный.
й [й’] - согласный, звонкий, мягкий, непарный.
В слове 9 букв, 8 звуков.