Прочитайте текст, выделите в нем основную информацию и передайте ее на родном языке. составьте вопросный план к тексту. ответив на вопросы плана, сформулируйте его тезисы. слово о шокане случилось так, что впервые о нем, как о сыне казахского народа, читатели спустя пять лет после смерти шокана уалиханова. востоковеды, прогрессивная интеллигенция россии знали его намного раньше, с первых шагов его блестящей карьеры, как художника, пытливого этнографа, фольклориста, бесстрашного путешественника, неистового исследователя народов востока. среди лучших людей россии тех времен у него было немало искренних друзей, которых глубоко волновала судьба этого одаренного юноши. «а я вам объявлю без церемонии, что я в вас влюбился. я никогда и ни к кому, даже не исключая собственного брата, не чувствовал такого влечения, как к вам», – писал федор достоевский. писатели говорили о нем как о талантливом писателе, журналисты – как о блестящем публицисте. шокан был мудрым социологом и скрупулезным , другие. о нем писали и пишут не только те, кого волнует средней азии и казахстана, не только востоковеды, но и , французы, немцы, потому что его открытия, его труды принадлежат не только казахскому народу, казахской науке, а в равной мере стали достоянием всех, ибо в науке, как и в искусстве, , которым он служил, нет ограничений по территориальным или национальным признакам. да и он сам был великим демократом-интернационалистом. но из написанного о шокане уалиханове не характеризует его столь полно и ярко, как его труды, его строки об родной земли, записи о азии, настоящем и будущем казахского народа, во имя свободы и равенства которого он жил и трудился. ему не было и двадцати лет, когда он первым из среды - востоковедов, исследователей собрал по крупицам великий эпос «манас», прокомментировал и перевел его фрагменты на язык. знакомство с шокана уалиханова вызывает удивление. восхищение вызывают его молодость, его преданность науке, величие его открытий, мудрость его суждений. его называли гениальным юношей. ученые, работавшие рядом с ним, сравнивали его с пушкиным, лермонтовым, добролюбовым. «он мог бы стать гениальным писателем своего народа, если бы среди его соплеменников того времени нашлась читающая публика», – с горечью писали о нем его друзья по учебе и науке, г. потанин и н. ядринцев. …он фанатично любил свой народ. фанатично верил, что дружба его народа с принесет в степь самые священные плоды цивилизации. он верил, что его соплеменники, сохранив свою народность, впитают в себя европейскую просвещенность. революционность его взглядов, демократизм пришлись по сердцу н. чернышевскому и н. добролюбову, с которыми он дружил. искренность его исповедей, страстность его суждений брали за душу ф. достоевского, который писал: «не великая ли цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал россии, что такое степь, ее значение и ваш народ относительно россии, и в то же время служить своей родине просвещенным ходатаем у ». …память человека не абстрактное понятие. она требует неустанного развития. потому мы сегодня часто мысленно обращаемся к делам наших предков, подобных шокану уалиханову, завещавших нам вечную дружбу со всеми . (ануар алимжанов)
Ладно. Сделаю два варианта.
Им. п.
Прыгает белка, скачет по массивным веткам, а вкусных орешков найти не может. (Белка.)
Лесная опушка нынче очень красива! (Опушка.)
Живёт белочка на опушке лесной. (Белочка;Опушка)
В.п.
Хотят белку поймать, да не получается - слишком маленькая. (Белку.)
Скоро не будет опушки лесной: Деревья начнут рубить, а животных перевезут в другие места. (Опушки.)
Бедную белку скоро увезут с такой красивой опушки... (Белку;Опушки)
Р.п
Кормят орешками белочку добрые детишки. (Белочку.)
С опушкой больше ничего придумать не могу.
Текст состоит из трех основных частей: вступления, основная часть, заключение. Во вступлении речь идет о весне, где она провела зиму и куда планировала отправиться. Основную часть рассказывает о том, как весне удалось добраться в северные края. Её можно поделить еще на две части птиц о и кто весне. В заключении описывается какие изменения принесла с собой весна в северных краях.
В себе составь и запиши план. Какими словами начинаются части текста? Запиши их рядом с пунктами плана. План к изложению.
План к изложению
1. Весна спешит в северные края (Всю зиму провела весна на теплом юге…).
2. Как весне удалось добраться в северные края:
а птиц о Попросила она птиц отнести её…);
б пушистого облака (Вдруг она услышала…).
3. Приход весны (В полях под ней начали пестреть проталины…).