Прочитайте текст, выполните задания 1-6.
1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса, которая так заманчива. 2) Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.3) Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. 4) Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. 5) Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном. 6) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег.7) Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. 8) В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. 9) Трудно искать пищу зимой! 10) Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.
1. Из предложения 7 выпишите слова, образованные суффиксальным .
2. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
3. Среди предложений 6-10 найдите простое односоставное. Запишите его номер.
4. Среди предложений 3-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Запишите его
номер.
5. Из предложений 4-7 выпишите все сложные прилагательные.
6. Из предложений 5-7 выпишите относительное прилагательное.
Вглядитесь в картину «Цветы, фрукты, птица». Как легки краски, какую гармонию в окружающем мире создает художник. Картина незамысловата по своему сюжету. Но как она прекрасна. Центральное место занимает ваза с бело-розовыми цветами. Лишь один цветок нежного желто-коричневого цвета. Но он не вносит в букет диссонанс, напротив, дополняет его, придает какую-то особую прелесть. На цветах видна каждая тычинка. Продолговатые листья изящно изогнулись, обнимая прекрасные соцветия.
Вода в вазе чистая и прозрачная. Четко виден в ней каждый стебелек. Также прозрачны ягоды красной и белой смородины, лежащие перед вазой. Сквозь тонкую сочную мякоть можно разглядеть даже зернышки семян. Мир природы чист и прекрасен. Хочется сказать словами Н.А. Некрасова: «Нет безобразья в природе…».
Вокруг вазы лежат красные яблоки, чуть в стороне – большая кисть винограда, сорванная вместе с лозой. Все это настолько свежее, что на лозе еще не завяли листья, а усики как будто ищут, за что можно зацепиться, чтобы подняться вверх, к яркому солнцу. Солнца нет на картине, но желтый фон создает впечатление яркого солнечного дня. Этому же и порхающие у фруктов бабочки. По яблоку ползет какой-то жучок. На ветку винограда примостилась диковинная птичка. Она внимательно следит за чем-то на яблоке. Может быть, выжидает, когда из своего убежища выползет червячок.
Ф.П. Толстой не стал помещать цветы и фрукты на какой-либо предмет. Они как бы парят в пространстве, отчего создается впечатление удивительной целостности живой и неживой природы, единства и неповторимости мироздания. Лишь разрезанное яблоко напоминает о присутствии в этом мире человека. Но он не нарушает общей гармонии.
Картина Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птичка» наполнена светом и неизъяснимой прелестью. Все это согревает душу теплом, которое излучает каждая травинка, каждый даже самый маленький цветочек, яркая бабочка или стрекоза.