Прочитайте текст. Выполните задания.
(1) Русские происходят от славян, которые все когда(то) говорили на одном языке. (2) Относительно одном, потому что этот праславянский язык был внутре(н/нн)е (не)однородным. (3) С ра..селением славян на больших территориях единство вообще ра..рушилось. (4) Новые условия обитания рождали новые слова, произношение подпадало под влияние (разно)язычных соседей, географическая разобще(н/нн)ость даже тенденции направляла по (не)одинаковым путям. (5) Все это происходило тем легче, что язык жил в устной форме, не фиксировался, не упорядочивался: (перво)бытные славяне не знали письме(н/нн)ости.
(6) Различия в словаре, грамматике, фонетике стали такими, что славяне перестали понимать друг друга: праславянский язык умер, расколовшись на новые языки, из которых нас интересует восточнославянский, называемый обычно древнерусским.
(7) Разные языки – страшная угроза утраты уз кровного родства, и патриотически настроенные ревнители славянства предприняли дерзновенную попытку (не без религиозной подоплеки) восстановить взаимопонимание. (8) 24 мая 863 года в граде тогдашней столице Болгарии, солуньские братья Кирилл и Мефодий провозгласили изобретение славянской азбуки. (9) Идеалисты, они шли против природы и хода истории, но замысел их был великолепен, труд поразителен, а результаты выше самых смелых ожиданий. (10) Претерпев ряд изменений, кириллица живет и по сей день у нас, болгар, сербов и других народов. (В.Костомаров)
1.Составьте план текста. О чем говорится в каждой микротеме?
2.Из предложения 3 выпишите все словосочетания. Определите тип подчинительной связи.
3.Из предложений 8-9 выпишите грамматические основы. Определите тип сказуемых.
4.Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными членами. Укажите, какими.
5.Среди предложений 7-10 найдите предложения с обособленными членами. Укажите, какими.
6.Прочитайте предложение 6. Сколько в нем частей? Определите тип предложения по количеству грамматических основ.
7.В предложениях 4-5 найдите примеры олицетворений.
8.Найдите в тексте синонимы к словам: опасность, связи, древний, сторонник, разваливаться.
9.Найдите в тексте антонимы к словам: сходство, теперешний, письменный, внешне, разный.
10.Выпишите из текста слова с орфограммами. Прокомментируйте их написание.
Объяснение:
Сгорела (гар/гор), циферблат (цифра), преувеличить (пере можно подставить), пешеход (возможно словарное), лекция (на цы, только цыган на цыпочках к цыпленочку), соприкасаться (кас/кос, если после кас или кос идет гласная "а", пишем кас), в пламени, о времени, скворчонок, разведчик (разведать), платочек, шерстка (шерсть), французский (словарное вроде), безветренный (ветреный с одной, с приставкой без нужно писать две нн), серебряный (ян суффикс, всегда с одной н), восемьсот, командовать, зависеть (глагол исключение), повеял, наклеенный (клеёнка), слышимый
Диалог на тему: "Как отмечать День Победы"
Наша семья была знакома с американцами, которые умели говорить по - русски. Однажды эта семья приехала девятого мая - в День Победы. Они видели, что наша страна отмечает праздник, но какой не понимали. Вскоре, эта американская семья зашла в наш дом. И как только они зашли завязался разговор.
- Здравствуйте, Миссис Шоломова. - сказали американцы.
- Здравствуйте, Мистер Уотсон! Рады Вашему визиту. - сказала мама
- Когда мы к Вам ехали - увидели, что по всей Россиии отмечают какой - то праздник, но какой не поняли.
- Этот праздник - День Победы, день, когда все семьи вспоминают ужасную Великую – Отечественную войну, её последствия и горе, которое она нанесла всем советским гражданам. Никто не остался в стороне.
- Ужас, как долго это длилось?
- Четыре года, погибло очень много наших граждан - около двадцати миллионов людей.
- Какая ужасная война и цифры не менее ужасны.
- Да, вы правы, Миссис Уотсон, это так.
- Мы сочуствуем вам(то есть я имею в виду всем).
- Очень это трудно вспоминать.
- У нас остался один вопрос. Как вы отмечаете этот ,кровопролитный для всех, праздник?
- В этот день на улицы выходят ветераны и молодое поколение дарит им цветы и поздравляет их, но с теми кто не вернулся живым - другая история. Все семьи едут на могилы и возлагают цветы на могилы близких, которые не вернулись домой живыми, в память о том, что их помнят и не забудут никогда.
- Этот праздник очень патриотичный и важный для жителей России.
- Да, вы все правы.
С этими словами диалог кончился, но американцы ещё не уехали. Они подарили цветы ветеранам, вместе с нами, и съездили на могилы наших падших родственников. Потом они уехали домой, узнав об этом празднике больше, ведь их родственникам не приходилось воевать в этой войне