.Прочитайте текст. Выполните задания после текста (1)Вечером вся степь совершенно переменялась: все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою. (2)Испарения подымались гуще; каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. (3)По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек. (4)Вся музыка,(1) звучавшая днем,(2) утихала и сменялась другою. (5)Пестрые суслики выпалзывали из норок своих,(3) становились на задние лапки,(4) оглашая степь свистом. (6)Трещание кузнечиков становилось слышнее. (7)Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе.
(8)Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел. (9)На них прямо глядели ночные звезды. (10)Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву…
(По Н.В. Гоголю
1. Замените книжное слово БЛАГОВОНИЕ из предложения № 2 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
2. Перечитайте предложение № 3, обратите внимание на выделенные слова.
По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек.
Как называется средство выразительности, использованное автором для описания степи? Напишите этот термин
3. Из предложения № 3 выпишите краткое страдательное причастие.
4. Среди предложений №№ 8-10 найдите такое, которое содержит деепричастный оборот. Напишите номер этого предложения.
5. В выделенных предложениях (№№ 4,5) пронумерованы все запятые. Укажите номера запятых, выделяющих причастный оборот. Выпишите соответствующие цифры.
6. Выполните только одно из предложенных ниже заданий.
А) Перед вами текст-описание, но в нем неожиданно много глаголов. Какую роль в описании играют глаголы и образованные от них причастия и деепричастия? Отвечая на этот вопрос, составьте небольшое рассуждение (около50 слов), подтверждая свои мысли примерами из прочитанного текста.
Б) Как вы понимаете смысл предложения: «Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою». Напишите небольшое рассуждение (около 50 слов), подтверждая свои размышления примерами из прочитанного текста.
В) Напишите небольшое рассуждение (около 50 слов) на тему «Что значит слышать музыку природы?» Свои мысли подтвердите примерами из текста (1 пример) и вашего жизненного опыта (1 пример).
12 февраля в косякинской школе прошла районная научно-практическая конференция школьников «экологические проблемы дагестана глазами детей», где приняло участие 10 учащихся образовательных учреждений района.
на этот раз темы были интереснее, чем в предыдущие годы и отличались новизной и актуальностью.
саида алукаева ученица 11 класса сош выступила с работой на тему «снежный покров как индикатор загрязнения природной среды», ученица 9 класса нововладимировской сош асыкгуль аджибатырова в своей работе указала на экологические проблемы своего родного села ново-владимировка. анна баранец ученица 11 класса александрийской сош занималась исследованием окружающей среды в селе александрия, где она проводила исследования в сельской экосистеме и дала оценку результатам этих исследований. ученик 11 класса зареченской сош хизри джамалов изучил традиции и обычаи народов дагестана, по охране природы. на территории села кардоновка выявлены очаги распространения амброзии полыннолистной и учащиеся кардоновской сош решили заняться исследование данного сорняка. целью исследования стало расширение и углубление знаний об особенностях карантинного сорняка амброзии полыннолистной, для возможности дальнейшей разработки мероприятий по уничтожению очагов распространения, и ученик 8 класса ткачук артем мастерски справился с этой работой. ученица 8класса шаумяновской оош диана адуева для своего исследования выбрала тему «влияние автотранспорта на экологию села им.шаумян». фейруза уразова ученица 10 класса новокрестьяновской сош рассказала, какая работа ведется учащимися их школы по благоустройству и озеленению пришкольной территории, а также в своей работе «растения в жизни человека» познакомила всех с некоторыми интересными фактами из жизни растений и влияние комнатных растений на эмоциональное состояние человека. сабина талханова ученица 9 класса цветковской гимназии выступила с работой на тему «влияние состава питьевой воды на онкозаболеваемость населения села цветковка», и результат мониторинга качества питьевой воды в селе цветковка показал, что результаты исследования не превысили допустимые нормы состава воды. в основе исследовательской работы ученицы 7 класса новомонастырской сош патимат алиевой на тему «экология бактерии» лежит анализ влияния бактерий на молочные продукты. самым юным участником был ученик 5 класса шаумяновской оош низам махмудов, который занимался изучением влияния использованных батареек на окружающую среду, выбравший тему работы «маленькие батарейки – большие проблемы».
в завершение научно-практической конференции компетентное жюри в состав которого входили: люлина т.л – методист по работе с одаренными детьми, мансурова г.г. – главный специалист отдела по делам молодежи, культуры, спорту, делам молодежи и туризму районной администрации, сулейманова к.с. – методист доу ддт определили победителей, ими стали – анна баранец (александрийская сош), артем ткачук (кардоновская сош), диана адуева (шаумяновская оош), сабина талханова (цветковская гимназия).
следует отметить, что подобные мероприятия популяризируют среди подрастающего поколения бережное отношение, к экологии родного края формируя социальную активность и инициативу.