Прочитайте текст, выполните задания.
Виктор Сергеевич Розов — известный русский драматург, участник Великой Отечественной войны. В остроконфликтных пьесах преимущественно о молодёжи второй половины XX века («В поисках радости», «Традиционный сбор», «Вечно живые», по которой был снят один из лучших фильмов об Отечественной войне «Летят журавли», и др.) он поднимает во нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции. Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье.
(1) Люди хотят быть счастливыми — это их естественная потребность. (2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (3амечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет — по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7)Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.
(9)Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». (11) Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом...» (12)И ещё - «вникай сам».
(13) В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда нестерпимые боли, был весёлый. (14)Сёстры спрашивали: «Розов, что ты такой весёлый?» (15)А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». (16) Дух мой был здоров.
(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». (18)Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе - беда.
(В. Розов).
1. В каком (-их) из предложений есть ответ на главный во текста: «Что такое сердцевина счастья?»
1) 4—5 2) 7—8 3) 10 4) 17
2. Определите стиль и тип речи текста.
1) научно-популярный стиль; повествование
2) художественный стиль; описание
3) публицистический стиль; рассуждение
4) разговорный стиль; рассуждение
3. В каком предложении одно из слов употреблено в форме, имеющей стилистически сниженную, разговорную окраску?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 6
4. В каком предложении использована метафора?
1) 10 2) 13 3) 15 4) 22
5. Из предложений 1—3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным Из предложений второго абзаца выпишите прилагательное.
7. Из предложения 17 выпишите словосочетание со связью
Примыкание.
8. В первых двух абзацах найдите сложное предложение, в составе которого есть неопределённо-личное и определённо-личные предложения. Напишите номер этого предложения.
9. В последнем абзаце найдите предложение, в котором имеется вводное предложение. Напишите номер этого предложения.
10. В трёх первых абзацах найдите сложноподчинённое предложение с последовательной связью между придаточными.
Напишите номер этого предложения.
11. В последнем абзаце найдите два предложения, которые связаны друг с другом с антонимов. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.
12. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в первом абзаце текста. (Цифры пишите в порядке возрастания.)
1) во ответная форма изложения
2) ряды однородных членов
3) разговорные синтаксические конструкции
4) сравнение
5) олицетворение.
Невымытый пол; не прибранная девочкой постель; неубранные вещи; еще не умывшийся мальчик; не сфотографированный, а нарисованный пейзаж; недоумевающий взгляд; невыученные уроки; неприкрытая форточка; еще не высохшая, но свежая рубашка; обувь не чищена; нечищенная обувь; не чищенная с вечера обувь; не ухоженный, а заросший сад.
Заросший – (какой?) – причастие – признак предмета по действию
I Н.Ф заросший
II П.М.П – действительное, совершенный вид время
Н.М.П – полная форма, единственное число, мужской род, именительный падеж
III Заросший – определение
! не с причастиями пишется слитно, если слово не употребляется без НЕ, не имеет зависимых слов, и отсутствует противопоставление, а раздельно пишется с кр. причастиями, и если есть противопоставление или зависимые слова
К счастью, озеро оказалось богатым рыбой, больше всего окунем. - "К счастью" - различные чувства, в данном случае радость.
К сожалению, наиболее ценные - осетровые - сорта рыбы становятся уже редкими. - "К сожалению" - различные чувства, в данном случае сожаление/огорчение.
Зоркий рыбачий глаз, однако, почти безошибочно разбирает эти суда по каким-то приметам. - "Однако" - противоречие. (Не уверена на счет значения).
Вы, вероятно, видели, друзья мои, море и любовались им в различное время дня и ночи. - "Вероятно" - оценка достоверности содержания сообщения, в данном случае неуверенность.
Леденящий ветер с моря, к несчастью, только все усиливался. - "К несчастью" - различные чувства, в данном случае, огорчение/сожаление.
Посоветовавшись, мы решили идти прямо к воде и продолжать путь. - "Посоветовавшись" - источник сообщения. ( Не уверена, т.к. "посоветовавшись" - деепричастие(суффикс "вши").
Дальние озера, по слухам, настоящая лесная глухомань - "По слухам" - источник сообщения.
Вводные слова - слова, входящие в состав предложения, но не вступающее в синтаксическую связь с его членами.