Цель: Научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на данный стиль, знать подстили.Задачи:Развивать умение учащихся систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.Повысить общий уровень развития и культуры гимназистов.Ознакомить с фактами жизни и деятельности Д.И. Менделеева.Оборудование:Мультимедийный материалПортрет Д.И. МенделееваУчебник “Русский язык 10-11” /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2002.ХОД УРОКАI. ОргмоментII. Орфографическая разминка (работа у доски)Элемент, периодическая система, прогрессивный, естествознание, диссертация, профессор, член-корреспондент, исследование, классификация, интеллигенция, фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент, объективность, концепция, авторитет, рациональный.- Значение каких слов вам неизвестны?Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.Классификация – система, по которой что-либо – система взглядов на что-нибудь; основная мысль.Естествознание – естественные науки. Науки о явлениях и закономерностях природыФундаментальный – основательный, глубокийМонография – исследование, посвященное какому-либо одному вопросу, теме.III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материалаУчитель- Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”(Г. Солганик)- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?- Какие стили речи вам известны?
Основная функция научного стиля речи – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). В зависимости от тематики обычно выделяют научно-техническую, научно-естественную, научно-гуманитарную разновидности научной речи. Кроме того, в зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, патентный, учебно-научный, научно-популярный. Точность научной речи предполагает отбор языковых средств, обладающих качеством однозначности и наилучшим образом выразить сущность понятия, то есть логически оформленной общей мысли о предмете, явлении. Поэтому в научном стиле избегают употреблять (но всё же иногда используют) различные образные средства, например, метафоры. Исключение составляют лишь термины-метафоры.предмет, результаты исследования, изложенные чётко, ясно, объективно, независимо от тех чувств, которые испытывает автор по этому поводу. Чувства и переживания автора выносятся за скобки, не участвуют в речи.