Прочитайте тексты №1 и №2, выполните задания.
1) Определите, какова тема и основная мысль каждого текста.
2) К какому стилю и типу речи относится каждый из текстов?
3) Объясните значения слов «семантика», «святыня», «иерархия».
4) Замените словосочетание «крестьянские жилища», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
5) Выпишите из текстов №1и №2 (предложения 1-4) предложения, осложнённые обособленным определением. Подчеркните их, укажите, чем они выражены.
6) Какое средство выразительности использует автор текста №1 в предложении 2?
Текст №1
1) Семантика слова “Родина” такова, что предполагается и и будущее сразу. 2) Это земля, омываемая каскадами живых и ушедших поколений. 3) Это одновременно заветы, предания и волнение предчувствия. Родина в этом смысле живет вне времени. 4) Ощущение Родины – это чувство чего-то, чему нет ни начала, ни конца.
5) Ведь Родина – это не только не только люди, живущие на определенной территории, не только законы, уклады или песни, не только большие города и поселки, крестьянские жилища и промышленные гиганты…6) Родина – это всегда еще нечто, связанное с индивидуальным опытом детского, чуткого, незамутненного сознания. 7) Может быть, белые облака, которые отражаются в сверкающем, заросшем по краям осокой ветреном озере…
8) Можно ли жить без Родины? 9) Это, очевидно, ужасно!
(По А. Фефелову)
Текст №2
1) Святыни бывают различные, и различна их иерархия. 2) Но бесспорно среди них место Родины. 3) У кого есть настоящая Родина и чувство ее, тот не нищ.
4) Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. 5) Одно дело - воспринимать Родину изнутри. 6) Другое – со стороны. 7) Находясь вне России, многое видишь о Родине по-иному, иначе оцениваешь… 8) Сильнее ощущаешь связь истории, связь поколений. 9) Ясней чувствуешь ее необъятные поля синие дали, широкие знойные степи, звонкие песни жаворонков… 10) Мучительней любишь Россию! 11) Осознаешь, жить без Родины – невозможно!
(Б.К. Зайцев “Слово о Родине”)
Відповідь:
Передо мною картина Т.Н Яблонской " Утро". На ней изображена девочка и ее комната ранним солнечным утром. Первое, что бросается в глаза, комната, наполненная яркими солнечными лучами. Они, проникают через открытый балкон и окно, освещая и девочку и все, что находится в комнате. Комната большая, светлая и просторная. Она не заставлена лишней мебелью.
На переднем плане картины виден круглый стол, покрытый сине-желтой полосатой скатертью с бахромой. На столе стоит расписной глиняный кувшин с молоком. Рядом хлеб в тарелке и масло. Наверное, это готовый завтрак. На левый край стола падает яркий солнечный луч.
В центре картины изображена стройная, подтянутая, высокая девочка лет одиннадцати-двенадцати. Одета она в белую маечку и черные спортивные трусики. Девочка спортивная и гибкая. Движение ее поднятых рук и отставленной правой ноги показывают прекрасную пластику. Выполняя утренние упражнения, она серьезна и сосредоточена, красиво держит спину.
На картине слева, позади девочки стоит деревянная кровать коричневого цвета. На ней теплое одеяло с пододеяльником, подушка с наволочкой и простыня. Они смяты. Девочка только что проснулась и еще не успела прибрать кровать.
На заднем плане картины, у балконной двери, стоит стул со спинкой. На спинке стула висит красный пионерский галстук. Девочка — пионерка. На стуле лежит школьная форма. После завтрака девочка идет в школу.
Далее, на заднем плане картины видна бледно-желтая стена, балкон и окно справа. Проем между балконом и окном украшен крупной декоративной тарелкой с росписью, выше которой висит декоративное кашпо. Из кашпо растет вьющееся растение, одна длинная ветвь которого подвешена выше балконных дверей, а вторая также повешена над окном. Переплетаясь, листочки создают декоративные арки над балконом и окном. Со стороны комнаты листья растения темно-зеленые, а освещенные солнечными лучами имеют нежно-зеленый цвет. На подоконнике окна стоит горшок с цветами. Балконная дверь состоит из двух створок, которые открыты наружу в сторону балкона. Верхняя, не открывающаяся часть балконной двери, застеклена. Она, как и окно, имеет овальную красивую форму. Это напоминает окна в старинных зданиях.
За балконом, в легкой туманной дымке виднеются высокие здания. Это город. Звуки, запахи и ритмы утреннего города заполняют комнату. Зеленые растения на балконе показывают, что зимы нет. Скорее всего, это — весна.
Разглядывая эту картину, я ощутил какую-то радость, почувствовал тепло солнечных лучей, наполнился ритмами просыпающегося города и хорошим предчувствием дня. Люди говорят, что как начнешь день, так его и проживешь. У этой девочки прекрасное начало дня — значит и дальше ее день и вся жизнь будут прекрасны.
Пояснення:
Первый день зимы.
Радость детей.
Цвет и настроение картины.
Моё отношение к картине.
А.А.Пластов на картине "Первый снег" изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки.
Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились, за одну ночь всё вокруг побелело.
Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Она не успела даже одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном лёгком платьице выскочила из избы. Только ноги успела сунуть в чёрные валенки. Вытянулась в струнку и, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает её лицо. Глаза весело улыбаются, блестят - счастлива, что дождалась первого снега. Её брат оделся потеплее: в чёрный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом.
Рядом в палисаднике, растёт старая берёза. На берёзу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу. Тут же, в палисаднике, растёт мелкий кустарник. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле.
За углом избы видна часть деревенской улицы. На улице появился второй мальчик. Он тоже вышел посмотреть на первый снег. Небо серое, покрыто тучами. Ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу, он кое-где тут же тает.
В своей картине художник сочетает белые, серые, коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снега.
Объяснение: