• Прочитайте тексты. Текст 1
Сегодня здесь собрались ребята из двух соседних школ, чтобы поддержать своих одноклассников. Судья уже занял свое место в зале. К бассейну вышли участники сегодняшнего заплыва. Наши пловцы уже приготовились к старту и ждут свистка тренера. И вот — "Старт!" Трибуны шумят и скандируют имена фаворитов.
После заплыва ребята поднимаются по лесенке из бассейна и попадают в объятия своих болельщиков. И пусть не всем сегодня повезло. Главное — участие! А новые победы придут с трудом и терпением.
Текст 2
Мое любимое животное – кошка. Я с детства хотел иметь кота. И, наконец, моя мечта сбылась – у меня дома появился сиамский кот Кузя. У Кузи светло - коричневая мордочка, темные ушки, лапки и длинный полосатый хвост; гибкое удлиненное тело, большая круглая голова, на мордочке щетинистые усы, бородка и ярко-голубые глаза. Цвет глаз меняется, когда он злится или угрожает, зрачки становятся то красными, то зелеными. Уши у кота всегда настороже; они улавливают малейший шорох. Мой любимец – животное капризное. Если у Кузи хорошее настроение, то он играет, позволяет себя гладить, разрешает другому животному есть из своей миски, но, если настроение плохое, он предупреждает об этом своеобразным мяуканьем, тогда его лучше не трогать.
Задание 1
1. Заполните данную таблицу по предложенным параметрам.
( )
№ п/п Тип текста Стиль текста Жанр
Текст 1
Текст 2
2. Сформулируйте к каждому тексту по 2 вопроса, содержащих оценивание содержания. ( )
1. .
2. .
3. .
4. .
Задание 2
• Выполните 1 из предложенных заданий ( )
В своей письменной работе используйте 2 числительных в нужных падежных формах. Объём письменной работы 100 слов.
1. Напишите детскую сказку или рассказ о редком животном Казахстана.
2. Напишите эссе-рассуждение о какой-либо великой личности нашего народа, которую можно назвать сыном (дочерью) своей страны.
3. Напишите репортаж с футбольного матча, состоявшегося между учащимися 6 классов.
ЭТО СОЧ заранее
Термин «морфемика» не является общепринятым и стал широко применяться не ранее 1970-х гг. , когда увидела свет академическая «Грамматика современного русского литературного языка» [3] («Грамматика-70»), однако к тому времени учение о морфемах и некоторые принципы описания морфемного уровня языка уже были известны.
Морфе́ма (от греч. μόρφημα) — наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардом Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов — фонем.
В большинстве концепций морфема рассматривается как абстрактная языковая единица. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (чаще) морфом.
При этом морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф.
Так, в предложении «Я бегу, и ты бежишь, а он не бежит» морфема «бег-» представлена тремя морфами (бег- в бегу, беж- в бежишь и беж- в бежит) и только двумя алломорфами (бег- и беж-).
Соотношение между морфом, алломорфом и морфемой примерно такое же, как между фоном (звуком речи) , аллофоном и фонемой. Важно понимать, что для того, чтобы два морфа относились к одному алломорфу, они не должны обязательно иметь полностью одинаковое звучание: должны быть лишь одинаковыми фонемный состав и ударение.
Варьирование плана выражения морфемы вынуждает некоторых теоретиков (а именно, И. А. Мельчука и Н. В. Перцова) сделать вывод, согласно которому морфема является не знаком, а классом знаков.
Так, в работах Н. В. Перцова утверждается, что «в обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин „морфема“ часто употребляется в значении морф» и что «иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты» . Н. В. Перцов считает, что «следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности — конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме — идёт речь» .
Ни богу свечка, ни чёрту кочерга.
Аж в глазах позеленело.
Беда и мудрого смиряет. (И в данном случае частица)
Беда и под землёй найдёт.
Без отдыха и конь не скачет.
Без хвоста и ворона не красна.
Был бы бык, а мясо будет.
Был бы друг, будет и досуг.
Был бы мёд, а мухи будут.
Был бы милый по душе, проживёшь и в шалаше.
Был бы хлеб, а мыши будут.
Была бы спина, найдётся и вина.
Была бы шея, а хомут найдётся.
Были бы кости, а мясо нарастёт.
Были бы пчёлы, а мёд будет.
Было бы болото, а черти будут.
Было бы корыто, а свиньи будут.
Было бы пиво, а гости будут.
Вновь бы на свет народиться, знал бы как состариться.
Ел бы мясо, да в зубах навязло.
Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё.
Забудешь и спесь, коли нечего есть.
Кабы бабушка не бабушкой была, то была бы дедушкой.
на правду мало слов: либо да, либо нет
из огня да в полымя
Пропущенный час годом не воротишь.
Красна дружба не лестью, а правдой и честью.
Не гордись званием, а гордись знанием.
Лёжа хлеба не добудешь.
Не давши слова – крепись, а давши – держись.
Не убив медведя, шкуры не дели.