Прочитайте тексты. выпишите из них имена существительные, имеющие значение действия. а) окунулись в разноголосицу необыкновенных звуков. цоканье, стрекотание, пощелкивание, скрипение, взвизгивание, подвывание, лопотание, бульканье, уханье и еще десятки их всяческих оттенков. поначалу они смущали землян, заставляли настораживаться, терять темп движения. но звуков было так много, что постепенно они привыкли к ним и стали разбирать и далекие разговоры. (в.мелентьев) б) разбудили меня какие-то непонятные звуки. слышались ворчанье, сухой скрип. осторожно вылезаю из спального мешка. опять скрип, ворчанье, шлепанье, хриплый клекот. (по н.сладкову) 4. прочитайте стихотворение. определите его основную мысль. выпишите по два существительных, обозначающих а) предметы; б) признаки; в) действия. на всех языках есть такие слова: мать. родина. счастье. река. синева. кто б ни был, любому понятны они. слова – путеводные наши огни. живые. земные. и суть их проста: хлеб. утро. работа. мечта. красота. но есть и такие слова в словарях, они вызывают тревогу и страх. слова, что исчезнуть должны навсегда: война. разоренье. жестокость. вражда. останутся с нами другие слова, в них гордая сила людского родства: мир. дружба. и радость высокой волной – мы – люди. мы – дети планеты одной. за ранее !
2) Кто читает что-нибудь уже гораздо выше того кто ничего не читает.
3) Не называются чернью люди, похожие на землю которую они пашут, на клочок тумана из которого они вышли, на зверя за которым они охотятся.
4) Едва я вышел из теплого вагона на полустанок на меня обрушилось все худшее что таит в себе поздняя ленинградская осень.1) Мой вариант: (Хотите, чтоб о вас говорили хорошо, не говорите о себе хорошего.) Сказуемые: хотите, не говорите. Подлежащее: нет подлежащего. Союз: чтоб. Схема: [ , (чтоб), ]. Вопрос к придаточному: зачем?2)Мой вариант: (Кто читает что-нибудь уже гораздо выше того, кто ничего не читает.) Сказуемые: читает, не читает. Подлежащее: кто (с которого начинается все предложение). Союзное слово: кто. Схема: [ ], (кто). Вопрос к придаточному: кого?3)Мой вариант: (Не называются чернью люди, похожие на землю, которую они пашут, на клочок тумана, из которого они вышли, на зверя, за которым они охотятся.) Сказуемые: не называются, пашут, вышли, охотятся. Подлежащие: люди, они, они, они. Союзные слова: которую, которого, которым. Схема: [ ], (которую), (которого), (которым). Вопросы к придаточным: какую? какой? какого?4)Мой вариант: (Едва я вышел из теплого вагона на полустанок, на меня обрушилось все худшее, что таит в себе поздняя ленинградская осень.) Сказуемые: вышел, обрушилось, таит. Подлежащие: я, все, осень. Союзы: едва, что. Схема: (Едва), [ ], (что). Вопросы к придаточным: к первому - когда?, ко второму - что?
Гордиться (чем?) родиной (страной)
располагаться (за чем?) за школой (за стеной)
каша (с чем?) с тыквой (с водой)
пилить (чем?) ножовкой (пилой)
махать (чем?) веткой (метлой)
пользоваться (чем?) закладкой (иглой)
разговаривать (с кем?) с Юрой (с сестрой)
играть (с кем?) Димой (с сестрой)
доволен (чем?) фильмом (столом)
рос (перед чем?) перед домом (окном)
выпиливать (чем?) лобзиком (ножом)
виднелось (за чем?) за облаком (конём)
спрятаться (под чем?) под деревом (столом)