Прочитайте тексты. Выполните задания.
1. Буря бушевала над Петербургом, как возвращённая молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал чёрными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков.
( К. Паустовский)
2. Величайшим пресноводным озером мира является Байкал. Это озеро - главный родник России. В нём обитает свыше 1300 видов растений и животных, не встречающихся больше нигде. Среди них - веслоногий рачок эпимура — самый рас обитатель озера. Он очищает воду, фильтруя её через свою раковину. Другой местной достопримечательностью считается байкальская нерпа.
(Ю. Школенко)
3. Погода мучила. С утра светило солнце, парило над дымящимися полями, над грязными дорогами, над хлебами, насыщенными водою, легшими на землю. Но к обеду опять заходили тучи, казавшиеся ещё чернее от блеска солнца, меняли облака свои необыкновенные цвета и очертания, поднимался холодный ветер, и бежал по полям косой радужный дождь.
(И. Бунин)
4. Отсюда всё было видно вокруг. И самые высокие снежны вершины, выше которых только небо. Они стояли позади над всеми горами и над всей землёй. И те же горы, что пониже снежных, - лесистые горы, поросшие понизу лиственными чащами, а поверху тёмным сосновым бором. И горы обращённые к солнцу; на склонах которых ничего не росло, кроме травы. И горы ещё поменьше, в той стороне, где озеро, - пpocтые голые каменистые увалы.
(Ч. Айтматов)
1. Какой текст не относится к художественному стилю речи?
2. В каком тексте использован сравнительный оборот?
3. Какое выразительное языковое средство не используется в l и 3-м текстах?
1) олицетворение
2) риторическое обращение
3) ряды однородных членов предложения
4) метафора
Синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения - это разбор предложения по членам и частям речи. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения можно по предложенному плану. Образец правильно оформить письменный анализ предложения, а пример раскроет секреты устного синтаксического разбора.
План синтаксического разбора предложения
1. Простое, простое, осложненное однородными членами, или сложное
2. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.
4. Распространенное или нераспространенное.
5. Определите ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Задайте вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркните подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.
6. Определите СКАЗУЕМОЕ. Задайте вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и т.д. Подчеркните сказуемое и определите, какой частью речи оно выражено.
7. От подлежащего задайте вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.
8. От сказуемого задайте вопросы к второстепенным членам. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.
Образец синтаксического разбора предложения
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.
синтаксический разбор предложения уж небо осенью блистало
Это предложение сложное, первая часть:
(что?) небо - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) дышало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 2 спр., в ед. ч вр., ср. р.
дышало (чем?) осенью - дополнение, выражено именем существительным в ед. ч., ж. р., нариц., неодуш., 3 скл., т. п.
дышало (когда?) уж - обстоятельство времени , выражено наречием
вторая часть:
(что?) солнышко - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) блистало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 1 спр., в ед. ч вр., ср. р.
блистало (как?) реже - обстоятельство образа действия, выражено наречием
блистало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием
Пример синтаксического разбора предложения
Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву.
пример синтаксический разбор предложения
Это предложение простое.
(что?) они - подлежащее, выражено местоимением мн. ч., 3 л., и. п.
(что делали?) летели - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч вр..летели
(что делали?) ложились - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч вр..
летели (как?) косо - обстоятельство образа действия, выражено наречием.
летели (как?) по ветру- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (как?) отвесно- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (куда?) на траву- обстоятельство места, выражено именем существительным нариц., неодуш., в ед. ч., ж. р., 1 скл.,в в.п. с предлогом
траву (какую?) сырую - определение, выражено именем прилагательным в ед. ч., ж.р., в.п.
Вот и наступила весна! Как мне не хватало этого тепла! Ничто так не радует, как первые весенние дни. Весной светает раньше, а темнеет позже. Неужели кто-то не любит это прекрасное время года? Сразу заметно посвежело и посветлело, как будто все ожило. С каждым весенним днем солнышко все больше радует нас своим теплом. Мне очень нравится наблюдать за природой в эти дни. Где-то появляется первые подснежник, а где-то первые льдинки отправились куда-то далеко по реке. Громче и задорнее высоко в небе чирикают птички. Все говорит о том, что зима отступила. Я очень люблю эти первые весенние дни.