Прочитайте тексты, выполните задания. [12 б.] Выполните сопоставительный анализ 2-х текстов и заполните таблицу.
Текст1
Текст 2
Тема
Основная мысль
Тип текста
Стиль текста
Цель текста
Целевая аудитория
Текст 1
22 ноября 2012 года в ходе тайного голосования представителей 161 государства – члена Международного бюро выставок Астана была выбрана местом проведения Международной специализированной выставки EXPO–2017. Заявку Астаны поддержали 103 страны. EXPO–2017 станет первой выставкой такого уровня, проведенной в странах СНГ.
Тема EXPO–2017 — «Энергия Будущего» — позволит привлечь лучшие мировые технологии энергосбережения, новые разработки и технологии использования существующих альтернативных энергоисточников, таких как энергия солнца, ветра, морских, океанических и термальных вод. Астана станет эффективной площадкой для демонстрации лучших мировых разработок и трендов в этой отрасли. Ведь энергия — это природный источник, создающий условия для стимуляции и развития жизнедеятельности человека. Энергия обеспечивает сохранение модели социумов и, как понятие, объединяющее в себе множество аспектов, вызывает интригующие вопросы, касающиеся вселенной, в целом, и человечества, в частности.
Проект «Энергия будущего» ставит конкретные цели — исследовать стратегии, программы и технологии, направленные на развитие устойчивых источников энергии, повышение надежности и эффективности энергоснабжения, стимулировать использование возобновляемых источников энергии и показать посетителям необходимость их активного участия в разработке и осуществлении плана энергосберегающего производства и эффективного использования энергетических ресурсов. (160 слова)
Текст 2
Ернуру Ибрагимову из Шымкента всего 13 лет. Он ученик 7 класса школы-лицея № 80. В течение трех лет Ернур занимается в Малой академии наук при Южно-Казахстанском государственном университете имени Мухтара Ауэзова, изучая и получая при разработке собственных проектов альтернативные виды энергии.
За использование в своих научных проектах инноваций в области получения альтернативной энергии Ернур Ибрагимов имеет серьезные награды.
Как отмечает научный руководитель Ернура, Калдыбай Наурызбаев, профессор Российской академии естествознания, кандидат технических наук, руководитель научного проектно-конструкторского консультативного центра для школьников при научно-исследовательском управлении ЮКГУ им. М. Ауэзова, он – мальчик очень целеустремленный и перспективный. Его разработки электростанций, работающих на солнечной энергии, заинтересовали ученых России и Казахстана. Если учитывать, что южные регионы этих двух стран практически круглый год находятся в зоне теплой и солнечной погоды, то реализация проекта по внедрению электростанций, работающих на солнечной энергии, как никогда актуальна и экологична. Более того, она практична и экономична с точки зрения материальных затрат.
(140 слов)
Прочитайте 1- ый текст. Писать творческие работы (100-150 слов), представляясебяв предлагаемой ситуации и описывая собственные ощущения. Использовать знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, при прямой и косвенной речи.
В данном предложении главным является предложение "Человек должен быть наделён фантазией", а придаточным - "чтобы творить". Вид придаточного - цельный вид.
2. "Я наблюдал свысока, как волны головы ломают."
В данном предложении главным является предложение "Я наблюдал свысока", а придаточным - "как волны головы ломают". Вид придаточного - обстоятельственный вид.
3. "Живешь в заколдованном диком лесу, откуда уйти невозможно."
В данном предложении главным является предложение "Живешь в заколдованном диком лесу", а придаточным - "откуда уйти невозможно". Вид придаточного - объяснительный вид.
4. "Все равно я отсюда тебя заберу во дворец, где играют свирели."
В данном предложении главным является предложение "Все равно я отсюда тебя заберу", а придаточным - "где играют свирели". Вид придаточного - места-причины вид.
5. "Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, если терем с дворцом кто-то занял."
В данном предложении главным является предложение "Соглашайся хотя бы на рай в шалаше", а придаточным - "если терем с дворцом кто-то занял". Вид придаточного - условный вид.
6. "Мне теперь не понять, кто же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя."
В данном предложении главным является предложение "Мне теперь не понять", а придаточным - "кто же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя". Вид придаточного - причинно-следственный вид.
7. "Мне не стало хватать его только сейчас, когда он не вернулся из боя."
В данном предложении главным является предложение "Мне не стало хватать его только сейчас", а придаточным - "когда он не вернулся из боя". Вид придаточного - времени вид.
3. Закончите предложения:
- Известно, что мы живем во Вселенной.
- Я долго не мог заснуть, потому что был очень взволнован.
- Если я получу тройку, мама будет несчастной.
- К вечеру мы вышли на ту дорогу, которую искали.
- Чтобы добиться успеха, надо много читать.
Виды придаточных в этих предложениях:
- Уточнительный вид
- Причинный вид
- Условный вид
- Согласованный вид
- Места-причины вид
Обоснование ответа:
а) банты - ударение падает на первый слог;
кухонный - ударение падает на второй слог;
свёкла - ударение падает на второй слог;
форзац - ударение падает на первый слог.
б) табу - ударение падает на первый слог;
арахис - ударение падает на первый слог;
дефис - ударение падает на второй слог;
красивее - ударение падает на второй слог.
в) туфля - ударение падает на первый слог;
эксперт - ударение падает на второй слог;
торты - ударение падает на первый слог;
мышление - ударение падает на первый слог.
г) каталог - ударение падает на первый слог;
искра - ударение падает на первый слог;
афиняне - ударение падает на первый слог;
колосс (статуя) - ударение падает на первый слог.
Из данных вариантов, во всех словах ударение падает на первый слог, следовательно, ответ: а) банты,кухонный,свёкла,форзац.
2. Вопрос связан с согласованием подлежащего и сказуемого в предложениях.
Обоснование ответа:
а) Немало храбрецов пытались покорить Север. - согласование подлежащего и сказуемого верное;
б) "Аргументы и факты" напечатали интервью с писателем Фазилем Искандером. - согласование подлежащего и сказуемого верное;
в) Мемориальная музей-квартира А.С.Пушкина в Петербурге посвящена последним месяцам жизни поэта. - согласование подлежащего и сказуемого верное;
г) МКС начала работу в ноябре 2000 года. - согласование подлежащего и сказуемого верное.
Из всех предложений, все предложения имеют правильное согласование подлежащего и сказуемого. Следовательно, ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого нет.
3. Вопрос связан с однородными членами предложения.
Обоснование ответа:
а) В рассказе есть как смешные моменты, так и грустные. - нет грамматической ошибки;
б) Люди осуждали и смеялись над ним. - нет грамматической ошибки;
в) Измельчённая кора хвойных растений позволит не только избавиться от сорняков, но и дольше сохранить влагу в почве. - нет грамматической ошибки;
г) В путеводителе по Европе есть описание памятников, музеев и как туда добраться. - есть грамматическая ошибка. Правильно будет: В путеводителе по Европе есть описание памятников, музеев и описания того, как туда добраться.
Из данных предложений, только в предложении г) есть грамматическая ошибка. Все остальные предложения записаны правильно.
4. Вопрос связан с правильным использованием деепричастных оборотов.
Обоснование ответа:
а) Не дойдя километр до своих, его схватили немцы. - употреблено правильно;
б) Убежав из монастыря, Мцыри пошёл в сторону гор. - употреблено правильно;
в) Смотря на творение Микеланджело, к нам приходит мысль о красоте и совершенстве. - употреблено правильно;
г) Идёт оборонительная война, защищая нашу землю от захватчиков. - употреблено правильно.
Из всех предложений, все предложения содержат правильное использование деепричастного оборота.
5. Вопрос связан с использованием предлогов.
Обоснование ответа:
а) нас убеждали о том, что... - указывает на прямое воздействие на нас;
б) доказательство о том, что... - указывает на наличие доказательства;
в) в прессе сообщили о том, что... - указывает на место сообщения;
г) нам внушают о том, что... - указывает на прямое воздействие на нас.
Из данных вариантов, вариант б) доказательство о том, что... является верным.
6. Вопрос связан с грамматической корректностью предложения.
Обоснование ответа:
а) отзыв на книгу. - без грамматической ошибки;
б) присущий молодёжи. - без грамматической ошибки;
в) поступил согласно приказа. - без грамматической ошибки;
г) оплатить за покупку. - без грамматической ошибки.
Из данных вариантов, все варианты записаны без грамматической ошибки.
7. Вопрос связан с использованием числительных.
Обоснование ответа:
а) Фестиваль состоялся в двух тысяча десятом году. - правильно будет: Фестиваль состоялся в две тысячи десятом году;
б) Библиотека пополнилась триста двадцатью книгами. - правильно;
в) Дубровский владел семьюдесятью крепостными. - правильно;
г) На обоих стенах висели портреты в тяжёлых рамах. - правильно.
Только в предложении а) число в числительном записано неправильно. Правильно будет: Фестиваль состоялся в две тысячи десятом году.