Прочитайте внимательно фрагмент сказки С.В. Афоньшина «Про Семена-Ложкаря». 2. Какова основная мысль текста?
3. О какой исторической эпохе идет речь? Докажите примерами из текста.
4. С какой целью автор использует устаревшие слова?
5. Выберите и запишите слова-историзмы, объясните их значения.
Сквозь сосновые боры и березовые долы пробирается темной змейкой речка Санахта, бежит-торопится повидаться с соседом Керженцем. На пологом холме у реки среди сосен вековых прижалась к распаханным кулигам просторная и приземистая изба Семена-Ложкаря. Глядит она в темень осеннюю веселыми глазами, огоньком приветливо подмигивает. В избе березовая лучина горит, угольки от нее в ушат с водой падают и гаснут шипя. Не успеет догореть одна лучинка, как девчоночка Авдотка от нее другую зажигает в железные светцы вставляет. Пока лучинка горит, девочка работает, Семен-Ложкарь сам-третей, согнувшись, за работой сидит, топориком из березы ложки вырубает да вытесывает. Жена Катерина из ложки-болванки скобельком нутро выбирает и тыльную сторону зачищает, а дочка Авдотка ножичком остальную басу и красу ложкам придает. Сидят на низеньких чурбаках-стульчиках, тихий разговор ведут, к ночи прислушиваясь, а готовые ложки из ловких рук, как рыбы, ныряют на дно плетеного короба.
Подчинительная связь объединяет главную часть и зависимую. От главной части задаётся вопрос к зависимой части. Такая связь бывает в подчинительных словосочетаниях (сядем как? рядом) и в сложноподчинённых предложениях («… мы, верно, уж поладим, при каком условии? коль рядом сядем» И. Крылов). Подчинительная связь осуществляется с окончаний зависимых слов, уточняется с предлогов и оформляется подчинительными союзами: что, какой, где, потому что, если, когда и др. Например: «Тут с все к нему, чтоб их решить сомненье…» - сложноподчинённое предложение. В словосочетании «все к нему» подчинительная связь выражается окончанием –ему, поддерживается предлогом к, от главного слова к зависимому задаётся вопрос к кому? Главное и придаточное предложения связаны подчинительным союзом чтоб.
Сочинительный союз указывает на относительную смысловую автономность связываемых единиц; связывают и однородные члены предложения, и простые предложения в составе сложного: и, да, или, либо, но, также, тоже и др.
При подчинительного союза выражается зависимость одной единицы от другой. Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложноподчиненное: когда, если, пока, едва, лишь только, словно, хотя и др.
Часть речи: глагол в личной форме
Грамматика: действительный залог, единственное число, переходный, несовершенный вид время, средний род
Формы: казаться, кажусь, кажемся, кажешься, кажетесь, кажется, кажутся, казался, казалась, казалось, казались, кажась, казавшись, кажись, кажитесь, кажущийся, кажущегося, кажущемуся, кажущимся, кажущемся, кажущаяся, кажущейся, кажущуюся, кажущеюся, кажущееся, кажущиеся, кажущихся, кажущимися, казавшийся, казавшегося, казавшемуся, казавшимся, казавшемся, казавшаяся, казавшейся, казавшуюся, казавшеюся, казавшееся, казавшиеся, казавшихся, казавшимися