Прочитайте вслух спп с придаточными изъяснительными, выделяя интонацией главные и придаточные предложения. Поставьте вопрос от
главных предложений к придаточным.
1) Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
2) И я хочу, чтоб все мои мечты, дошедшие до слова и до света, нашли себе желанные черты.
3)По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
4)Я спросил у высокого солнца, как мне вспыхнуть светом зари.
5)Товарищи спросили меня, действтельно ли в этом овраге есть выводок волчат.
1. «Чудесным доктором» называли в народе Николая Ивановича Пирогова, замечательного русского врача и ученого.
2. Сын небогатых родителей, внук крепостного крестьянина, он рано узнал нужду.
3. У Пироговых часто бывал Е.О. Мухин, известный московский врач, профессор университета.
4. Мухин отправил его, четырнадцатилетнего подростка, экзаменоваться на медицинский факультет Московского университета.
5. Для подготовки к профессорской деятельности он отправился в Юрьев (ныне Тарту) – небольшой город в Эстонии.
6. В хирургической клинике университета Пирогов – юноша двадцати двух лет – выступил с первым научным исследованием, показавшим его талантливым ученым.
7. Невозможно сосчитать количество операций, сделанных Пироговым, замечательным хирургом, в те годы в клиниках, госпиталях, больницах.
8. Он, молодой ученый, уже настолько превзошел своих сверстников обширностью знаний и блестящей операционной техникой, что смог в 26 лет стать профессором Юрьевского университета.
9. Н.И. Пирогов, крупнейший специалист в области медицины, оставил после себя также много работ по вопросам педагогики.
Все приложения в предложении являются определениями (подчёркиваются волнистой линией).