В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
dazacyhko
dazacyhko
01.05.2023 06:28 •  Русский язык

Прочтите внимательно текст Д. Гранина «Милосерди

Даниил Гранин

Милосердие

В году со мной приключилась беда. Шел я по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, все лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где я живу.

С большим трудом поднялся — лицо залито кровью, рука повисла плетью. Забрел в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. Куда там — она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, не шатаясь; шел, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. Хорошо помню этот путь — метров примерно триста. Народу на улице было много. Навстречу женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли Я запомнил лица многих людей — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием

Боль путала сознание, но я понимал, что если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного… — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударился, — почему же не не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается», стало чувством привычном?

Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. И нечто подобное отыскивал и в своем поведении. Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспомнить и самого себя. Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в своем собственном поведении — желание отойти, уклониться, не ввязываться… И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Раздумывая, я вспоминал и другое. Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы ктото отвернулся, сделал вид, что не заметил тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.

И в самом деле, что же это с нами происходит? Как мы дошли до этого, как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие, и тоже это стало нормальным.

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность… она состоит из конкретных вещей — из определенных чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным.

Уверен, что человек рождается со откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.

2. Письменно перескажите текст сжато (70-90 слов), сохранив все микротемы текста.

3. ответьте на один из проблемных вопросов в виде сочинения.

1. Почему сегодня люди оставить нуждающегося в человека без внимания? К чему приводит нежелание проявлять милосердие?

2. Почему Д. Гранин поднимает проблему утраты милосердия.

3. Согласны ли вы с утверждением Д.Гранина, что «чувство милосердия нужно упражнять»?

4. Как сохранить милосердие в сердцах людей?

5. Как пробудить милосердие?

6. Когда необходимо проявлять милосердие? Существуют ли возможности для проявления милосердия сегодня?

7. Согласны ли вы с утверждением автора, что «Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности»?

4. Для ответа на проблемный вопрос используйте образец написания сочинения. Для вступления:

• Что такое милосердие…​

Показать ответ
Ответ:
ibufiz18
ibufiz18
17.10.2022 23:07

семейные ценности — это то, чем одна семья отличается от другой. это семейная память, традиции, которые из поколения в поколение, в общем, то, о чём в семьях обычно даже не задумываются, принимая их наличие как данность. мы просто разделяем их вместе с остальными членами семьи или бунтуем против них. но прежде чем разделять или бунтовать, можно попытаться осознать, что есть такого именно в вашей семье, чем она связана, какими нитями и событиями вы переплетены между собой.

полистайте семейный альбом вместе с детьми, а если его у вас вдруг нет — сделайте, расскажите детям о близких и далёких родственниках, задумайтесь, есть ли что-то похожее в их судьбах, отражается ли это в вашей судьбе.

например, в нашей стране, прошедшей через многочисленные войны, есть много семей, из которых поколение за поколением «вымывало» мужчин: они уходили в партизаны, на одну, другую войну, мало участвовали в семейной жизни и воспитании детей. такие семьи как будто неосознанно утратили ценность мужчин или же, наоборот, мужчины в них приобрели сверхценность, потому что в силу событий в доме приходилось справляться без них.

есть у нас и такая ценность, как интеллект и работоспособность. в таких семьях принято много работать и вкладывать всё оставшееся время в обучение. того же требуют от детей, отдых рассматривается как абсолютно недостойное занятие, за которое может быть стыдно.

наши семейные ценности из поколения в поколение общие смыслы существования, как эстафетные палочки, которые могут быть для нас как позитивными, так и негативными. если в вашей семье есть замечательные традиции, которые вы мечтали бы передать своим детям, то это можно сделать через общение, действия или ваше поведение.

0,0(0 оценок)
Ответ:
PodolskayaOlli
PodolskayaOlli
10.02.2020 13:29

ответ:

что такое обобщённо-личные предложения? в синтаксическом строении простого предложения выделяют двусоставные и односоставные предложения. характерным признаком односоставного предложения является наличие только одного главного члена: подлежащего или сказуемого. по наличию главного члена в виде сказуемого различают следующие виды глагольных односоставных предложений: определенно-личные неопределенно-личные безличные.

например:

любишь кататься- люби и саночки возить.

каждый сверчок знай свой шесток.

без труда не вынешь рыбку из труда.

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Русский язык
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота