Никто́ то́чно не зна́ет, когда́ впервы́е овладе́л челове́к огнём. Мо́жет быть, мо́лния зажгла́ де́рево во́зле его́ первобы́тного жилья́? И́ли горя́чая ла́ва, изве́ргнутая на за́ре|заре́ челове́чества вулка́ном, навела́ на́ших да́вних пре́дков на пе́рвую мысль об огне́?
Но ого́нь уже́ давно́ был ну́жен челове́ку. И ведь неда́ром одно́ из са́мых прекра́сных и го́рдых сказа́ний дре́вности посвящено́ то́му|тому́, кто откры́л для челове́ка оберега́емую бога́ми та́йну огня́. То был, как говори́тся в леге́нде, бесстра́шный и незави́симый Прометей. Он сам происходи́л из се́мьи|семьи́ бого́в-небожи́телей, но, вопреки́ их стро́гому запре́ту, принёс ого́нь жи́телям зе́мли|земли́ — лю́дям. Разгне́ванные бо́ги низри́нули Прометея на зе́млю и обрекли́ его́ на ве́чные му́ки|муки́.
С незапа́мятных времён ого́нь стал постоя́нным ве́рным при́знаком челове́ка. Пу́тник, засти́гнутый но́чью в доро́ге, уви́дев вдали́ ого́нь, наверняка́ знал: там лю́ди!
Ого́нь был ну́жен челове́ку для све́та, для си́лы: он озаря́л и обогрева́л жильё л гото́вить пи́щу|пищу́. А пото́м челове́к научи́лся испо́льзовать его́ тепло́, что́бы добыть из воды́ могу́чий пар, дви́гающий маши́ны.
И́здавна ого́нь счита́лся призы́вным|призывны́м зна́ком|знако́м раду́шия и дру́жбы. Ого́нь отпу́гивал зве́ря от челове́ческого жилья́, но звал челове́ка к челове́ку. И до сих пор говоря́т лю́ди, приглаша́я в го́сти: «Заходи́ на огонёк!»
Но, как и мно́гие други́е бла́га|блага́, кото́рые добыл для себя́, взяв у приро́ды, челове́к, до́брый ого́нь стал злом и бедо́й для мно́гих. Огнём завладе́ли жа́дные, хи́щные лю́ди, заста́вившие други́х отдава́ть им всё|все свои́ си́лы. Ого́нь породи́л ору́жие, кото́рое так и ста́ло называ́ться огнестре́льным. (По Л. Кассилю.)
Диктант. Огонь
Никто́ то́чно не зна́ет, когда́ впервы́е овладе́л челове́к огнём. Мо́жет быть, мо́лния зажгла́ де́рево во́зле его́ первобы́тного жилья́? И́ли горя́чая ла́ва, изве́ргнутая на за́ре|заре́ челове́чества вулка́ном, навела́ на́ших да́вних пре́дков на пе́рвую мысль об огне́?
Но ого́нь уже́ давно́ был ну́жен челове́ку. И ведь неда́ром одно́ из са́мых прекра́сных и го́рдых сказа́ний дре́вности посвящено́ то́му|тому́, кто откры́л для челове́ка оберега́емую бога́ми та́йну огня́. То был, как говори́тся в леге́нде, бесстра́шный и незави́симый Прометей. Он сам происходи́л из се́мьи|семьи́ бого́в-небожи́телей, но, вопреки́ их стро́гому запре́ту, принёс ого́нь жи́телям зе́мли|земли́ — лю́дям. Разгне́ванные бо́ги низри́нули Прометея на зе́млю и обрекли́ его́ на ве́чные му́ки|муки́.
С незапа́мятных времён ого́нь стал постоя́нным ве́рным при́знаком челове́ка. Пу́тник, засти́гнутый но́чью в доро́ге, уви́дев вдали́ ого́нь, наверняка́ знал: там лю́ди!
Ого́нь был ну́жен челове́ку для све́та, для си́лы: он озаря́л и обогрева́л жильё л гото́вить пи́щу|пищу́. А пото́м челове́к научи́лся испо́льзовать его́ тепло́, что́бы добыть из воды́ могу́чий пар, дви́гающий маши́ны.
И́здавна ого́нь счита́лся призы́вным|призывны́м зна́ком|знако́м раду́шия и дру́жбы. Ого́нь отпу́гивал зве́ря от челове́ческого жилья́, но звал челове́ка к челове́ку. И до сих пор говоря́т лю́ди, приглаша́я в го́сти: «Заходи́ на огонёк!»
Но, как и мно́гие други́е бла́га|блага́, кото́рые добыл для себя́, взяв у приро́ды, челове́к, до́брый ого́нь стал злом и бедо́й для мно́гих. Огнём завладе́ли жа́дные, хи́щные лю́ди, заста́вившие други́х отдава́ть им всё|все свои́ си́лы. Ого́нь породи́л ору́жие, кото́рое так и ста́ло называ́ться огнестре́льным. (По Л. Кассилю.)