Прослушайте и прочитайте текст 2 раза и выполните .
1. составьте простой план текста.
2. опираясь на составленный план, подробно изложите текст от 3-го лица, сохраняя его особенности.
легенда о змеиной горе.
ядовитых змей на алтае, а теперь щитомордник встречается здесь довольно
часто. в одном стойбище жили только одни мужчины, потому что предводитель этого племени ненавидел
женщин. но жизнь брала свое, и молодые юноши влюблялись в красавиц из соседних селений и хотели на
них жениться. вождь был достаточно смышлен, он не хотел вызывать недовольство среди своих богатырей,
а потому ставил перед ними справедливое условие: юноша может жениться на девушке только в том случае,
если сумеет подняться с невестой на руках на вершину высокой горы. но если жених не мог донести
любимую до вершины и опускал ее на землю, то она превращалась в змею. многие юноши пытались
покорить вершину неприступной горы с невестой на руках, но путь был труден и никто так и не сумел
выполнить условие вождя, много девушек превратилось в змей на радость злобному хану. но вот
бедный пастух влюбился в прекрасную девушку, и она ответила ему взаимностью. пришла молодая пара к
хану с разрешить им пожениться. не против был жестокий вождь, если выполнят они его условие.
подхватил пастух свою невесту на руки, стал подниматься на вершину, а хан не спускает с них глаз,
внимательно наблюдает, как он пытается достичь своей цели. труден путь в гору, юноша уже теряет
последние силы. вот-вот коснется земли его невеста и превратится в змею, которых вокруг видимо-
невидимо. но девушка стала своему жениху. незаметно, чтобы не видел беспощадный вождь,
стала она то рукой, то ногой отталкиваться от земли. так понемногу они и продвигались вперед. и вот
счастливые влюбленные стоят на вершине. а злобный хан, охваченный гневом, сам превратился в ядовитую
змею — щитомордника.
!
Мы видим картину замечательного художника Игоря Грабаря "Февральская лазурь". Как понятно из названия, действие картины происходит в феврале. Художник изобразил ясный, светлый, солнечный день в средней полосе России. На картине яркое голубое небо цвета лазури. Голубые отсветы неба лежат на начинающем подтаивать снегу, на березах. Эти белые красавицы, кажется, радуются погожему дню. Они протянули к небу и солнцу свои ветви-руки. А на заднем плане картины, на горизонте, стоит стеной березовая роща. Стоит и тоже ждет весну, радуется скорому её приходу.
На картине прекрасный солнечный день конца зимы. Художнику удалось создать у зрителя чувство восхищения его красотой. Мы словно бы сами вышли на прогулку и ощущаем легкий морозец, чистоту и свежесть воздуха, слышим похрустывание снега под ногами, нежимся под лучами солнца.
Этот шедевр художника вызывает радостное впечатление, потому что зритель рад скорому приходу весны. И вместе с нами радуются березы - эти символы чистоты, белизны, сияния, женственности. Символы России. А вся картина очень волнует, потому что рассказывает о родной и прекрасной русской природе.
[п] - согласный, глухой, твёрдый
[р'] - согласный, звонкий, мягкий
[и] - гласный, безударный
[й'] - согласный, звонкий, мягкий
[э] - гласный, ударный
[д] - согласный, звонкий, твёрдый
[у] - гласный, безударный
[т] - согласный, глухой, твёрдый
7 букв, 8 звуков
сероватых - [с'эраватых]
[с'] - согласный, глухой, мягкий
[э] - гласный, безударный
[р] - согласный, звонкий, твёрдый
[а] - гласный, безударный
[в] - согласный, звонкий, твёрдый
[а] - гласный, ударный
[т] - согласный, глухой, твёрдый
[ы] - гласный, безударный
[х] - согласный, глухой, твёрдый
9 букв, 9 звуков
пролетаешь - [прал'итай'эш']
[п] - согласный, глухой, твёрдый
[р] - согласный, звонкий, твёрдый
[а] - гласный, безударный
[л'] - согласный, звонкий, мягкий
[и] - гласный, безударный
[т] - согласный, глухой, твёрдый
[а] - гласный, ударный
[й'] - согласный, звонкий, мягкий
[э] - гласный, безударный
[ш'] - согласный, глухой, мягкий
10 букв, 10 звуков