Не мудрствуя лукаво - сложно рассказывая без обмана.
Ученик должен отвечать не мудрствуя лукаво, даже если он плохо подготовился к уроку.
Не покладая рук ^ не переводя дыхание. {без лени, отдыха, свободы и энтузиазно}
Я украшал открытку не покладая рук.
Не помня себя - в нахождении околошокового эмоционального состояния.
Малыш праздновал столетний юбилей своего дедушки не помня себя от радости.
! Эти слова - деепричастия, пишащиеся необособленно (не выделяющиеся запятыми) из-за фразеологического состояния. Все они пишутся раздельно и употребляют без отрицательной частицы "не". Они неделимы и как цельные сочетания имеют ясное лексическое значение.
"Несолоно хлебавши" — ожидать чего-то и не получить.
Пишется раздельно — это наречие на "-о" употребляется без НЕ- и не имеет противопоставления с союзом "а" или зависимых слов и может быть заменено синонимом (=предвидено).
Лентяй несолоно хебавши переписывал все назначенные в школе в дни его отсутствия кортрольные работы.
Не смыкая глаз - очень внимательно [наблюдать].
Учитель наблюдал за учениками не смыкая глаз.
Не переводя дыхание - беспрерывно.
Мальчик делал уроки не переводя дыхание.
Не мудрствуя лукаво - сложно рассказывая без обмана.
Ученик должен отвечать не мудрствуя лукаво, даже если он плохо подготовился к уроку.
Не покладая рук ^ не переводя дыхание. {без лени, отдыха, свободы и энтузиазно}
Я украшал открытку не покладая рук.
Не помня себя - в нахождении околошокового эмоционального состояния.
Малыш праздновал столетний юбилей своего дедушки не помня себя от радости.
! Эти слова - деепричастия, пишащиеся необособленно (не выделяющиеся запятыми) из-за фразеологического состояния. Все они пишутся раздельно и употребляют без отрицательной частицы "не". Они неделимы и как цельные сочетания имеют ясное лексическое значение.
"Несолоно хлебавши" — ожидать чего-то и не получить.
Пишется раздельно — это наречие на "-о" употребляется без НЕ- и не имеет противопоставления с союзом "а" или зависимых слов и может быть заменено синонимом (=предвидено).
Лентяй несолоно хебавши переписывал все назначенные в школе в дни его отсутствия кортрольные работы.
1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
(1) Асан Кайгы – жырау и поэт-философ XIV века.
(2) Настоящее (стоящий) его имя – Хасан Сабитулы.
(3) Много легенд связано с его вторым именем.
(4) Однажды выловил (ловля) Асан в Иртыше дочь духа, хозяина реки.
(5) Но чтобы получить её в жёны, он должен был выполнить три условия.
(6) Поэт не справился с заданием, и прекрасная девушка, превратившись в лебедя, улетела (полёт) на небо.
(7) С тех пор он стал Асаном Кайгы – «вечно печальным».
(8) Эти истории удивительные (диво) любил народ.
(9) В них была воплощена мечта о счастье.
(10) В поэзии великого жырау звучат слова о человеческом достоинстве, гордости, искренности и честности.
(11) Поэт учил ценить (ценный) и беречь их, как свою родную (род) землю.