Проведите пунктуационный анализ этих предложений. Обьяснить, как актёр добивается, чтобы его слово вызывало у нас в сознании живые образы, очень сложно. Готовя роль, заучивая текст, хороший актёр не позволяет ни одному слову прозвучать пусто, формально. Вот он произносит, например, слова о холоде или о жаре. Он добивается, чтобы у него во внутренней памяти воскресло ощущение жары или холода. Говоря о страхе, он заставляет себя вспомнить некогда пережитый страх. Говоря о радости-почувствовать, как от радости становится тесно в груди. И произнесенное им, пережитое, прочувственное слово заставляет нас сопереживать ему. Но разве только актерам надо, читая, вызвать в уме и сердце живые представления? Каждому, кто читает, хорошо бы читать так, чтобы самому ощутить все, что может дать книга,
– Должна же я стерпеть двух-трёх гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, наверно, прелестны. А то кто же станет меня навещать?(Антуан де Сент-Экзюпери)
«Добрый день... день.. день...», – откликнулось эхо. – Кто вы? – спросил маленький принц.
«Кто вы... кто вы... кто вы...», – откликнулось эхо. (Антуан де Сент-Экзюпери)
– Гнилая вода! Ни черта не стоит твоя гнилая вода.
– Не стоит, по-твоему? А ты пробовал?
– Нет, я не пробовал. А вот Боб Таннер пробовал.
– Кто это тебе сказал?
– Как кто? Он сказал Джефу Тэтчеру, а Джеф сказал Джонни Бэккеру, а Джонни сказал Джиму Холлису, а Джим сказал Бену Роджерсу, а Бен сказал одному негру, а негр сказал мне. Вот как было дело! (М. Твен)
– Кому нужна голова без плечей? – подумала бедная Алиса. (Л. Кэрролл)
Вскоре я увидел охотника, у которого в руках было ружьё. – Послушай, – обратился я к нему. – В кого это ты стреляешь? Нигде не видно ни зверя, ни птицы. (Э. Распе)
Относитнльные:
Алиса догадалась задолго до того, какПовариха вошла в зал, – так дружно принялись чихать все, кто сидел у входа.(Л. Кэрролл)
Боюсь, что у тех, кто не знает нашей планеты, сложится о ней неверное представление. (Антуан де Сент-Экзюпери)
Незнайке удалось доказать Кнопочке, что лучше всего волшебная палочка, потому что тот, кто ею владеет, может достать себе всё, что угодно. (Н. Носов)
– Ну, тогда это так и есть. Все говорят,что она ведьма. (М. Твен)
Том знал, что когда его имя произносят полностью, это предвещает какую-нибудь неприятность. (М. Твен)
Контрольные вопросы и задания
1. Что общего у частиц с предлогами и союзами, и чем частицы отличаются от них?
Предлоги, союзы и частицы - служебные части речи (они не отвечают на вопрос и не являются членами предложения). Это их роднит. Частица выполняет другую роль, чем предлоги и союзы. Частица - это служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
Например: Паду ли я, стрелой пронзённый? (А.Пушкин). Давайте говорить друг другу комплименты! (Б. Окуджава).
2.Назовите разряды частиц. Чем по значению они отличаются друг от друга?
Среди частиц выделяются формообразующие и модальные. Формообразующие дают формы повелительного и условного наклонения. Например: Давай пойдём в поход! Хотелось бы пойти в поход.
Модальные вносят в предложение различные смысловые оттенки, служат для выражения чувств и отношений говорящего. Например: Вот так сюрприз! Разве так можно?
3.Приведите примеры смысловых частиц и расскажите, для чего они служат в предложении.Модальные частицы ещё называют смысловыми. Смысловые частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении.Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования. Например: ли, разве, неужели, что за, как, вот, вон, вряд ли, едва ли, именно, как раз, только, лишь, исключительно, почти, даже, ни, уж, ведь, все-таки, -то, же.
4.Когда ни является отрицательной частицей?
Отрицательное значение в предложении без подлежащего: Вокруг ни души.
Усиление отрицания в предложениях с частицей ни и со словом нет: Не пришёл ни один человек.
Обобщённое утверждение в придаточных уступительных: Что ни говори, жизнь прекрасна.
5.Какие частицы пишутся через дефис?
Через дефис пишутся частицы: -то, -либо, -нибудь, кое- (кой-) в составе неопределенных местоимений и наречий, например: что-то, что-либо, кое-какой.
Частицы -таки, - с, -то, -де, -ка, -тка пишутся через дефис: пришёл-таки, хорошо-с, он-то, скажите-ка, ну-тка.
6.Когда пишется отрицательная частица НЕ, а когда - НИ?
Частица не - отрицательная, частица ни - усилительная. Их надо различать по значению. Частицу не пишем в простом восклицательном предложении с частицами уж, только, в вопросительном - с частицами ли, неужели; в придаточном предложении времени с союзами пока не, покамест не; если в главном предложении есть отрицание с не, нет, то в придаточном пишем не.
Частицу ни пишем при соединении ни-ни; при отрицательном значении сказуемого; для усиления обобщённого утверждения в придаточной части: как ни, сколько ни, куда ни, где ни, кто ни, что ни.
7.Составьте сложный план ответа о частице как части речи и расскажите о ней, приводя свои примеры.
План ответа
1. Частица как служебная часть речи.
2. Разряды частиц (модальные и формообразующие).
3. Производные и непроизводные частицы.
4 Их роль в языке.
Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.