проверить к/р. Контрольная работа
по теме «Второстепенные члены предложения»
Вариант 2
1. Выделите грамматические основы предложений. Найдите дополнения. Подчеркните их, укажите, какие прямые, какие косвенные.
Разноплемённая толпа обычна для южных приморских городов.
Он расспрашивал чуть ли не о каждой из вещей.
Митя посоветовал Мироноу закупить в деревнях муку и продавать рабочим.
Он сделал это незаметно для других.
Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая.
2. Найдите в тексте определения. Обоснуйте свой выбор (Поставьте вопросы). Укажите, какие согласованные, какие несогласованные.
Найдутся люди смелее его.
Поезд на Москву пришёл ночью.
Дни в мае длиннее ночей в декабре.
Вспоминались Подгорину длинные разговоры, весёлый сме5х, романсы, прогулки по вечерам.
Будет ящик для ножей, пилок, ложек, вилок.
3. Найдите в предложениях обстоятельства. Укажите их вид.
Они звали Лёвку после уроков на задний двор.
Вдруг Медведев схватил Лёвку за шею, опрокинул рывком навзничь.
При всём сочувствии к старому больному учителю класс молчал.
И всю бесконечную осеннюю ночь «Надежда» простояла в нескольких милях от Петропавловска под парусами.
От снега избы казались ниже.
Они пошли под парусами вдоль побережья.
Поезд стоял в Синезёрках одну минуту.
4. Укажите, каким чвленом предложения является выделенная форма. Обоснуйте ответ (задайте вопрос).
Соседка жила в комнате напротив.
Напротив сидел молодой человек.
Я оставил своих спутников уустраивать ночлег.
Трудно отказаться от возможности переночевать на берегу реки.
Но в такую большую воду плыть – это безумство!
Колючие звёзды мешают уснуть.
В груди её птицею пела радость.
Уля круто, всем корпусом обернулась к ней.
5. Сделайте синтаксический разбор предложения.
Они звали Лёвку после уроков на задний двор.
Предложение 1: "Разноплемённая толпа обычна для южных приморских городов."
Грамматическая основа: толпа обычна.
Дополнение: для южных приморских городов.
Так как дополнение отвечает на вопрос "для кого/чего", оно является прямым.
Предложение 2: "Он расспрашивал чуть ли не о каждой из вещей."
Грамматическая основа: он расспрашивал.
Дополнение: о каждой из вещей.
Так как дополнение отвечает на вопрос "о чем/ком", оно является прямым.
Предложение 3: "Митя посоветовал Мироноу закупить в деревнях муку и продавать рабочим."
Грамматическая основа: Митя посоветовал Мироноу.
Дополнения: закупить в деревнях муку и продавать рабочим.
Дополнения являются прямыми, так как отвечают на вопросы "что сделать" (закупить муку) и "кому продавать" (рабочим).
Предложение 4: "Он сделал это незаметно для других."
Грамматическая основа: он сделал.
Дополнение: это.
Дополнение является прямым, так как отвечает на вопрос "что сделал".
Предложение 5: "Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая."
Грамматическая основа: я пригласил.
Дополнение: своего спутника, стакан чая.
Первое дополнение является прямым, так как отвечает на вопрос "кого пригласил".
Второе дополнение является косвенным, так как отвечает на вопрос "что пригласил".
2. Найдите в тексте определения. Обоснуйте свой выбор (Поставьте вопросы). Укажите, какие согласованные, какие несогласованные.
В предложении "Найдутся люди смелее его" определение "смелее его" относится к сравнительному признаку "люди".
- Вопрос к определению: Какие люди?
- Ответ: Люди, смелее его.
Это определение является согласованным, так как согласовано по роду и числу с определяемым словом "люди".
В предложении "Поезд на Москву пришёл ночью" определение "ночью" указывает на время действия "пришёл".
- Вопрос к определению: Когда пришёл поезд?
- Ответ: Поезд пришёл ночью.
Это определение является согласованным, так как согласовано по падежу с определяемым словом "пришёл".
В предложении "Дни в мае длиннее ночей в декабре" определение "в мае" и "в декабре" указывают на месяцы, сравниваемые по длине дней и ночей.
- Вопросы к определению: В каком месяце дни длиннее? В каком месяце ночи длиннее?
- Ответы: Дни длиннее в мае. Ночи длиннее в декабре.
Определения "в мае" и "в декабре" являются несогласованными, так как согласование по падежу с определяемым словом "месяцы" не требуется.
В предложении "Вспоминались Подгорину длинные разговоры, весёлый смех, романсы, прогулки по вечерам" определение "длинные разговоры", "весёлый смех", "романсы", "прогулки по вечерам" указывают на характеристики или составные части определяемого слова "вспоминались".
- Вопросы к определениям: Какие разговоры вспоминались? Какой смех вспоминался? Какие романсы вспоминались? Какие прогулки вспоминались?
- Ответы: Вспоминались длинные разговоры, весёлый смех, романсы, прогулки по вечерам.
Определения являются согласованными, так как согласованы по роду, числу и падежу с определяемым словом "вспоминались".
В предложении "Будет ящик для ножей, пилок, ложек, вилок" определение "для ножей, пилок, ложек, вилок" указывает на предметы, которые будут находиться в ящике.
- Вопрос к определению: Для чего ящик?
- Ответ: Ящик для ножей, пилок, ложек, вилок.
Это определение является согласованным, так как согласовано по падежу с определяемым словом "ящик".
3. Найдите в предложениях обстоятельства. Укажите их вид.
Обстоятельства указывают на обстоятельства времени, места, цели, образа действия и т.д.
1) "Они звали Левку после уроков на задний двор."
- Вид обстоятельства: места.
- Обстоятельство: на задний двор.
2) "Вдруг Медведев схватил Левку за шею, опрокинул рывком навзничь."
- Вид обстоятельства: образа действия.
- Обстоятельство: рывком навзничь.
3) "При всём сочувствии к старому больному учителю класс молчал."
- Вид обстоятельства: сопутствующее.
- Обстоятельство: при всём сочувствии к старому больному учителю.
4) "И всю бесконечную осеннюю ночь «Надежда» простояла в нескольких милях от Петропавловска под парусами."
- Вид обстоятельства: времени и места.
- Обстоятельства: всю бесконечную осеннюю ночь, в нескольких милях от Петропавловска.
5) "От снега избы казались ниже."
- Вид обстоятельства: сравнительное.
- Обстоятельство: ниже.
6) "Они пошли под парусами вдоль побережья."
- Вид обстоятельства: направления.
- Обстоятельство: вдоль побережья.
7) "Поезд стоял в Синезёрках одну минуту."
- Вид обстоятельства: времени и места.
- Обстоятельство: в Синезёрках, одну минуту.
4. Укажите, каким членом предложения является выделенная форма. Обоснуйте ответ.
1) "Соседка жила в комнате напротив."
Выделенная форма "напротив" является наречием места, указывающим на расположение комнаты, и является обстоятельством.
2) "Напротив сидел молодой человек."
Выделенная форма "напротив" указывает на расположение молодого человека и является наречием места, выступая обстоятельством.
3) "Я оставил своих спутников устраивать ночлег."
Выделенная форма "устраивать" является сказуемым, указывающим на действие, которое выполняют свои спутники.
4) "Трудно отказаться от возможности переночевать на берегу реки."
Выделенная форма "отказаться" является сказуемым, обозначающим действие, которое выполняет субъект предложения "трудно".
5) "Но в такую большую воду плыть – это безумство!"
Выделенная форма "плыть" является инфинитивом и выполняет функцию дополнения к предлогу "в".
6) "Колючие звёзды мешают уснуть."
Выделенная форма "мешают" является сказуемым, указывающим на действие, которое выполняют колючие звёзды.
7) "В груди её птицею пела радость."
Выделенная форма "пела" является главным сказуемым, обозначающим действие, которое выполняет подлежащее "радость".
8) "Уля круто, всем корпусом обернулась к ней."
Выделенная форма "обернулась" является сказуемым, обозначающим действие, которое выполняет Уля.
5. Сделайте синтаксический разбор предложения.
Предложение: "Они звали Лёвку после уроков на задний двор."
- Они - подлежащее в именительном падеже, множественное число, указывает на несколько людей.
- звали - сказуемое в прошедшем времени, указывает на действие "звать".
- Лёвку - дополнение в винительном падеже, указывает на кого или что звали.
- после уроков - обстоятельство времени, указывает на когда происходи