ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "МЕСТОИМЕНИЕ"
Контрольный диктант по теме «Местоимение».
Еще хмурит?ся свинц?вое небо но в облаков на некоторое время пробивает?ся меч?м луч солнца. Весна наб?рает скорость.
По утрам ле?кий холодок держится в низинах а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то р?стения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блес?нуло в розовом веере лучей. Это мя?ко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние со?нца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебрян?ый колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернут?ся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам но никакие препятствия не остановят их. (118 слов)
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1 вариант.
1. Выполнить морфологический разбор следующих местоимений: ее (второй абзац последнее предложение), они( четвертый абзац третье предложение), никакие (последнее предложение).
2. Спишите местоимения, определите их разряд:
Наш, вам, кто, нечто, какой? таков, каждый, никакой, себе
Написать таблицу "Разряды местоимений", три колонки: разряд местоимения, само местоимение, пример (достаточно двух).
обогащения словарного состава — образование слов различными от иных слов или основ.
Слово, от которого образованно другое слово, называется
производящим, а образованное от него слово — производным:
петь (производящее) – запеть (производное).
При последовательном образовании слов друг от друга получается
словообразовательная цепочка однокоренных слов:
Слова могут образовываться с приставок, суффиксов,
а также сложением нескольких основ или слов.
Морфемные словообразования
Суффиксальный — суффикс присоединяется к основе производящего слова:
Приставочный — приставка присоединяется к целому производящему слову:
Приставочно-суффиксальный — приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова:
Бессуффиксный — этим образуются имена существительные:
• от прилагательных, в которых отбрасывается окончание,
либо окончание и суффикс:
• от глаголов, отсечением от начальной формы суффикса и окончания:
В процессе образования слов может происходить:
• чередование звуков:
смех – смешной — х/ш, отопить – отопление — п/пл;
• усечение конечных суффиксов или их частей:
• одновременно чередование и усечение:
Слова могут образовываться сложением основ, с
соединительных гласных или без них:
Сложением целых слов: кресло-кровать, плащ-палатка.
Сложением основы слова с целым словом:
светло-розовый – светлый, розовый;
свежемороженый – свежий, мороженый.
Слиянием (сращением) нескольких слов. Слово образуется путём
слияния целых слов, составляющих словосочетание:
труднодоступный – трудно доступный;
долгоиграющий – долго играющий.
Переходом одной части речи в другую:
1. Мне купили новое платье. 2. Я люблю всё новое.
В первом предложении слово новое отвечает на вопрос какое (платье какое? новое) и является именем прилагательным.
Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос что (люблю что?всё новое) и является именем существительным.
Чтобы определить, от какого слова и с какой морфемы
образовалось производное слово, рассуждают следующим образом:
• зеленеть — это значит становиться зелёным. Следовательно, словозеленеть образовано от слова зелёный, точнее, от его основы зелен-,
к которой присоединился суффикс -е-.
образования — суффиксальный:
зелёный – зеленеть;
• заозёрный — такой, который находится за озером. Следовательно, слово заозёрный образовалось от слова озеро, точнее, от его основы озер-,к которой одновременно присоединились приставка и суффикс.
образования — приставочно-суффиксальный:
озеро – заозёрный.