Проверочная работа по теме «прямая и косвенная речь. цитирование». 1. составьте предложения по схемам и расставьте знаки препинания. 1 вариант п а 3 вариант п а п 2 вариант а п 4 вариант п! а п 2. вставьте в данные предложения слова автора в соответствии со схемами: 1 вариант а: «п». 3 вариант «п, - а, - п». 2 вариант «п», - а. 4 вариант «п, - а. – п». 1) как здорово гулять золотой осенью в лесу. 2) не обижайся, лена. 3) теперь я не пропаду. 3. вставьте в данные предложения слова автора, употребляя разные их ввода и изменяя их место в предложении, расставьте знаки предложения. 1) где начинается наша река? надо обязательно добраться до ее истоков. 2) что делать? идти дальше под дождем или целый день сидеть дома? 3) тише! слышите, как заливается соловей? 4. спишите. замените, где это возможно, прямую речь косвенной, расставьте знаки препинания. 1 вариант: 1) мы решили остаться здесь ночевать сообщила мама хозяину сторожки. 2) дубровский промолвил делайте, что хотите, я здесь не хозяин. 2 вариант: 1) а вы девочки зачем пришли строго спросил он. 2) все это пустяки иван гаврилович сказала юлия не в этом счастье. 3 вариант: 1) нам везет сказал николай потирая руки. 2) я пойду туда вдруг сказала она. 4 вариант: 1) дедушка куда вы идете спросил гаврик громко, как у глухого. 2) пора нам идти сказала мать. 5. какие знаки препинания ставятся при цитате, если она вводится в предложение не полностью? расставьте знаки препинания (цитаты подчеркнуты). оценивая поэму «мцыри» в. г.белинский писал что это любимый идеал нашего поэта это отражение в поэзии тени его собственной личности. великого критика поражало разнообразие картин образов и чувств. он видел в поэме и бури духа и изменение сердца и вопли отчаяния и тихие жалобы и гордое и кроткую грусть. 6. к данным словам автора подберите прямую речь. составьте схемы предложений. 1) увидев белку, сидящую на сучке и протирающую крошечными лапками глазки, шепчу в восторге… 2) …. удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо. 3) остановив , направляющихся в сторону болота, старик …
1. Предложения по схемам (+ знаки препинания).
1 вариант «П», – а.
«Всегда надо поступать по совести», – поучала бабушка.
2 вариант А: «П».
Продавщица равнодушно ответила: «Ничем не могу
3 вариант «П, – а, – п».
«Когда я стану взрослым, – мечтал малыш, – я буду кушать мороженое каждый день».
4 вариант «П! – а. – П».
«Оставьте меня в покое! – кому-то громко сказала женщина, разговаривающая по телефону. – Это не телефонный разговор».
2. Вставка слов автора в данные предложения в соответствии со схемами:
А: «П».
«П», – а.
«П, – а, – п».
«П, – а. – П».
1) Девочка сжала бабушкину руку и Как здорово гулять золотой осенью в лесу».
«Как здорово гулять золотой осенью в лесу», – делилась впечатлениями одноклассница.
«Как здорово гулять, – думала девочка, – золотой осенью в лесу».
«Как здорово гулять золотой осенью в лесу, – говорила Настя. – Надо бы почаще сюда приходить».
2) Сосед виновато произнёс: «Не обижайся, Лена».
«Не обижайся, Лена», – смущенно заулыбался парень.
«Не обижайся, Лена, – заныл Петров, – ненароком вышло».
«Не обижайся, Лена, – робко попросил мальчик. – Я конфеты тебе принесу».
3) Папа убежденно сказал: «Теперь я не пропаду».
«Теперь я не пропаду», – размышлял подросток.
«Теперь, – задумчиво произнёс юноша, – я не пропаду».
«Теперь я не пропаду, – сказал задержанный. – Мое алиби подтвердят».
*«П, – а. – П». – соответствие для данной схемы (с указанными предложениями) возможно только с дополнительной вставкой прямой речи.
3. Вставка слов автора разными ввода (+ знаки препинания).
1) «Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков», – рассуждал местный исследователь.
2) Подруга была в раздумьях: «Что делать? Идти дальше под дождем или целый день сидеть дома?»
3) «Тише! – осадила девушка, пояснив: – Слышите, как заливается соловей?»
4. Замена прямой речи косвенной (+ знаки препинания).
1 вариант:
1) «Мы решили остаться здесь ночевать», - сообщила мама хозяину сторожки.
Мама сообщила хозяину сторожки, что мы решили здесь ночевать.
2) Дубровский промолвил: «Делайте что хотите, я здесь не хозяин».
Дубровский промолвил, чтобы делали что хотят, так как он здесь не хозяин.
2 вариант:
1) «А вы, девочки, зачем пришли?» - строго спросил он.
Он строго спросил, обращаясь к девочкам, зачем те пришли.
2) «Все это пустяки, Иван Гаврилович, - сказала Юлия, - не в этом счастье».
Юлия сказала, обращаясь к Ивану Гавриловичу, что все это пустяки и не в этом счастье.
3 вариант:
1) «Нам везет!» - сказал Николай, потирая руки.
Николай сказал, потирая руки, что нам (им) везет.
2) «Я пойду туда», - вдруг сказала она.
Она вдруг сказала, что пойдет туда.
4 вариант:
1) «Дедушка, куда вы идете?» - спросил Гаврик громко, как у глухого.
Гаврик громко спросил у дедушки, как у глухого, куда тот идет.
2) «Пора нам идти!» - сказала мать.
Мать сказала, что пора идти.
5. Расстановка знаков препинания при цитате, в случае если она вводится в предложение не полностью:
(цитаты выделены).
Оценивая поэму «Мцыри» В. Г.Белинский писал, что «это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».
Великого критика поражало «разнообразие картин, образов и чувств».
Он видел в поэме «и бури духа, и изменение сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткую грусть».
6. Подбор прямой речи к данным словам автора (+ схемы предложений).
1) Увидев белку, сидящую на сучке и протирающую крошечными лапками глазки, шепчу в восторге: «Какое удивительное создание!..»
А: «П!..»
2) «Это кто ж тебя окольцевал?» - удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо.
«П?» - а.
3) Остановив ребят, направляющихся в сторону болота, старик предупредил: «По болоту не ходите: топко стало».
А: «П».