Проверочная работа по теме «Союз» 7 класс
1. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Обозначая условия слитного или раздельного написания. Обозначь союзы.
10) Я (не)хочу, что(б) свет узнал мою таинстве(н,нн)ую повесть.
11) И что(бы) мы ни делали, всегда мы заодно.
12) Девчонки то(же) (не)хотели отставать.
13) Путь туристов был труден, за(то) вёл к намече(н,нн)ой цели.
14) Спектакль многим понравился, меня он то(же) заинт..ресовал.
15) Что(бы) такое пр..думать, что(бы) всем весело стало?
2. Спиши, расставляя знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Обозначь союзы, укажи их разряд. Составь схемы предложений.
1) Сильно морозило и люди сп..шили домой.
2) Звёзды купались в тёмной глуб..не омута и др..жали вместе с лёгкой зыбью.
3) Сестра ра(с,сс)казала что она знает об этом происшествии.
4) Не зря говорят что волшебная Синяя птица пр..носит людям счастье.
5) Так(как) лес был глухой и др..мучий он к..зался непр..одолимой пр..градой.
6) Мы (не)замёрзли (не)смотря но то что хлынул дождь как из ведра.
7) В пред(?)вечерней тиш..не яс(?)но слышно всё о чём поёт земля.
8) Я узнал когда сост..ит(?)ся встреча.
9) Мы под..рили Кате цветы которые она любит.
10) Лу(н,нн)ый свет ворвался в комнату как(будто) давно ждал этого.
4. Произведи морфологический разбор союзов из предложения.
Лодка исчезла, но тотчас же выскользнула на высокий гребень волн, так что легко можно было различить людей.
а) с сочинением и подчинением
но [вот со страшной быстротой мелькает телеграфный столб], и [бывалый командированный, |знающий всё|, |вплоть до цены яблок в чернигове|, сообщает], (чтоедем под уклон со скоростью шестьдесят километров в час).
но [═ и |п.о.|, |_ _ _|, ═], (что ═).
б) с сочинением, подчинением и бессоюзной связью
но [вот взошел месяц], и [картина сразу изменилась]: [на противоположном берегу обозначилась темная щетина леса, песчаный откоси торчащие в реке коряги], (возле которых тихо плескалась вода, |играя голубоватым серебром под лучами месяца|).
но [═ и [— ═]: [═ —, — и (с.с. ═ —, |д.о.|).
(двоеточие = а именно)
[с обеих сторон рос виноград]; [солнце только что село], и [алый тонкий свет лежал на зеленых лозах, на сухой земле и на белой стене небольшого домика, |стоявшего на самом верху горы|], (по котороймывзбирались).
[═ —]; [— ═], и [— ═ o, o и o, |п.о.|], (с.с. — ═).
(точка с запятой, т. к. 1-е простое не связано по смыслу со вторым)
в) с сочинением и бессоюзной связью
[под вечер идешь через перелесок], а [беляксидит на дороге]: [комарывыгнали из леса].
[ ═ ], а [— ═]: [— ═]. (двоеточие = потому что)
[мы спешим к ловушке], [орелупализапутался, но пока повадки своей орлиной не бросает]: [клюв открытый], [шипит, сердито нахохлился, запрокинул назад голову], и [глаза мечут черный огонь].
[— ═], [— ═ и ═, но ═]: [— ═], [ ═, ═, ═], и [— ═].
(двоеточие = а именно)
[как-то выдался сносный день], и [я пошел к реке] – [уж приглянулся мне на отмели огненный куст горной рябины].
[═ и [— ═] - [═
г) с бессоюзной связью и подчинением
[все переживали]; [всем хотелось угодить фотографу], (чтобыоценил он заботу о нем иснимал бы как полагается, хорошо снимал).
[— ═]; [ ═ ], (чтобы ═ — и ═, ═).
д) с несколькими придаточными
[он ещё раз хотел поглядеть на оставленный дом]; [его можно разглядеть из вагона], (потому чтоулица, (на которойстоит дом), (гдеон жил), выходит на железнодорожный переезд).
[— ═]; [ ═ ], ( потому что —, (с.с. ═ (где — ═), ═).
подробнее - на -