?! Проверьте себя
Итоговые вопросы
1. Какие, на ваш взгляд, произведения, включённые ваши 6
ник, навсегда останутся любимыми для многих поколение
читателей? Назовите е, вспомните о героях, событиях осо
бенно полюбившихся произведений.
2. Проверьте себя. Какое произведение так заканчивается
«Засеют как следует, а взойдёт такое, что и разобрать
нельзя арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец,
чёрт знает что такое!ь:
«Когда же пришло время и нам оставить тихий родной
город, здесь же в последний день мы оба, полные жопу
ни и надежды, произнесли над маленькою могилкой свои
обеть?
3. Назовите жанры литературных произведений, которые были
включены в ваш учебник, приведите примеры (сказ, басня,
стихотворение, рассказ и т. д.). Чем отличается сказ от ская
4. Приведите примеры перекрёстной, опоясывающей рифмовки
Ки, рассказ от повести?
знакомых вам стихотворений.
5. В каких произведениях вам встречались сравнения, гипер-
болы, метафоры (приведите примеры)?
6. Какой герой какого произведения кажется вам самым
интересным? А вашим товарищам?
7. Прочитайте наизусть одно из стихотворений, выученных вами
в течение года.
8. Прочитайте высказывание С. Я. Маршака «О талантливом
читателе». Как вы понимаете слова писателя? Подготовьте
собственное рассуждение о талантливом писателе
талантливом читателе.
из
и о
Я прочитал произведение А.С.Экзюпири (1900-1944) «Маленький принц». Оно мне понравилось. Это светлая и грустная сказка, написанная очень простым языком. В ней наряду с людьми мы встречаемся со сказочными персонажами: Розой, Лисом, Змеей, разговаривающими человеческим языком. Только в сказке можно путешествовать в космосе от планеты к планете с перелетными птицами.
«Маленький принц» Экзюпири – очень мудрая сказка, заставляющая задуматься и поразмышлять над хорошими и плохими человеческими качествами, сделать для себя много важных выводов.
Один из главных героев произведения – маленький принц, совсем ребенок, обитатель крохотной планеты «величиной с дом». Принц одинок, печальная и однообразна его жизнь. Он трудолюбив, хотя ежедневное выпалывание ростков баобабов кажется ему «очень скучной работой». У принца разумный взгляд на жизнь, он понимает необходимость борьбы с баобабами, иначе они своими корнями разорвут планету на куски, поэтому у него есть «твердое правило»: «… встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Экзюпири наделил своего героя добрым сердцем. Принц заботился о Розе – красавице-цветке, выросшей из семечка, неизвестно как залетевшего на астероид. Он исполняет любые желания капризного цветка, но чувствует себя очень несчастным, устав от хитростей и уловок обидчивой красавицы. Мальчик принимает решение отправиться в странствие, чтобы познать смысл собственной жизни.
Он посещает разные планеты, встречается с королем, честолюбцем, пьяницей, «деловым человеком», стариком-географом. Поведение и жизненные цели этих людей совершенно разные, но все они растрачивают свою жизнь попусту. Маленький принц видит бессмысленность их существования, считает честолюбие, тщеславие, пьянство, равнодушие, стремление к наживе, ложную ученость неприемлемыми для себя. Экзюпири устами ребенка доводит до читающих важную мысль о том, что существование человека имеет смысл только тогда, когда человек приносит пользу и счастье кому-то. Маленький принц считает, что человек «зря прожил свою жизнь, если жил грибом», то есть ни разу «за всю жизнь не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никогда никого не любил».
Очень многое для понимания смысла жизни дала принцу встреча с Лисом на планете Земля. Призвание человека – бескорыстно любить того, кому ты нужен. Именно так любит маленький принц выращенную им розу, она ему дороже всех, потому что «он отдавал ей все свои дни».
В беседах с Лисом маленький принц становится мудрее. Лис учит его терпеливо приручать зверей, уничтожать в своем сердце равнодушное отношение ко всему живому, наполнять его любовью и чувством ответственности за того, кого приручаешь.
В сказке принц узнает, что такое дружба. Он приходит к пониманию, что, имея друзей, никогда не останется одиноким. Солнцем озаряется жизнь только того, у кого есть друзья. Набравшись мудрости, на планете Земля он сам оказывает духовную поддержку летчику, потерпевшему аварию в песках Сахары. Принц ему увидеть, что истинно в жизни, а что ложно не впасть в отчаяние даже перед лицом смерти.
Я думаю, что каждый читатель будет сравнивать маленького принца с собой. Достаточно ли он добр, терпелив к окружающим его людям, особенно близким, хороший ли он друг, не проходит ли мимо человека в беде, заботится ли о красоте своего сердца? Каждый сам честно отвечает на эти вопросы. Я понимаю, что человеком, а не «грибом» можно стать, имея только светлую, добрую и чистую душу, не на зло.
Упражнение 1
Сочинительная связь: день и ночь; читать, писать, считать; умный, но рассеянный; спрос и предложение; город и деревня.
В сочинительных словосочетаниях не может быть главного слова. Они равноправны.
Подчинительная связь: конец главы(главное слово-конец, стрелка от "конец" к "главы"); роскошный наряд(главное слово-наряд, стрелка от "наряд" к "роскошный"); тринадцатый раз(главное слово-раз, стрелка от "раз" к "тринадцатый"); причесать дочь(главное слово-причесать, стрелка от "причесать" к "дочь"); надеть пальто(главное слово-надеть, стрелка от "надеть" к "пальто"); очень красиво(главное слово-красиво, стрелка от "красиво" к "очень").
В подчинительных словосочетаниях проводится стрелка от главного слова к зависимому.
Упражнение 2
Тетрадь в линейку, в косую линейку; играть весело, очень весело; идущий по тропинке, парень, идущий...; в ночь аварии, ехал в ночь; под синим зонтиком, спрятались под зонтиком; розовый фламинго, он розовый; гулять с другом, интересно с другом.
Упражнение 3
1) Стоял перед куратором, стоял через минуту
2) Его спокойствие, мягкий голос и простота лица ободряли; ободряли мать
3) Сорвал с крыши, сорвал белый дымок инея
4) Отказался от предложенной ему папироски
5) Бассейн, пополнявшийся горными ключами; обмелел недавно и неожиданно