ПРЯМО СЕЙЧАС НАДО
Обозначить однородные члены предложении. Графически показать, к какому слову они присоединяются. Указать, какими частями речи все они выражены.
У нас в России так много чудесных¹ названий рек, озёр сел и городов⁴, что можно прийти в восхищение. Одно из самых точных поэтических названий принадлежит реке Вертушинке вьющейся по дну лесистых оврагов в Московской области невдалеке от города Рузы. Вертушинка все время вертится шныряет, журчит и бормочит и звенит и пенится около каждого камня каждого упавшего ствола березы разговаривает сама с собой пришептывая и неся по хрящеватому дну очень прозрачную воду. Вода эта вытекает из древних темных земных пластов из каких-нибудь юрских глини девонских песчаников. В Московской области никаких гор нет только всхолмлемая равнина но Вертушинка вымывает² и притаскивает откуда-то большие обкатанные гранитные камни. Это, конечно, валуны оставшиеся от ледникового периода. Вода обтекая валуны напевает свою немудрую песенку.
Hазвания это народное, поэтическое оформление страны. Они говорят о многом, о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта.
Литературное направление, жанр
«Когда волнуется желтеющая нива» с первого взгляда можно отнести к пейзажной лирике. Первые три строфы, содержащие анафору «когда», - описание природы. Но последняя строфа о том, что, только наблюдая свободную природу, человек счастлив. В ней идея стихотворения, природа – только толчок к философским размышлениям. Поэтому некоторые исследователи относят стихотворение к философской лирике.
Лермонтов традиционно считается поэтом-романтиком, в момент написания стихотворения ему 24 года. Лирический герой одинок, отрезан от мира людей. Он вступает в диалог с природой как с божественным замыслом, в этом диалоге находит и себя, и Бога.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение представляет собой период. Это одно предложение, выражающее сложную, но цельную мысль. Период всегда ритмичен. Первые три строфы, начинающиеся союзом «когда» - сами по себе сложные предложения (первая и третья строфы) или простое предложение, осложнённое причастным оборотом и многочисленными однородными членами (вторая строфа). Все три строфы описывают природу по-разному. В первой строфе описаны три «среды обитания» человека в природе: нива (поле), лес и сад. Они восхищают лирического героя. Во второй строфе лирический герой вглядывается в одно-единственное, но совершенное явление природы - крошечный ландыш. Третья строфа динамична. В ней раскрывается внутренний мир лирического героя, наблюдающего за течением родника. Природа - это только повод для дальнейших размышлений.
Основная мысль в периоде всегда заключена в последней части. Только наблюдение за природой даёт человеку счастье и приближает его к Богу. Но ещё глубже понять замысел Лермонтова можно, зная историю написания стихотворения. Сидя в тюрьме, Лермонтов как никогда раньше осознал счастье свободы, ведь только она даёт возможность видеть весь мир и быть благодарным Богу.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано разностопным ямбом, в основном шестистопным, с пиррихиями. Лермонтов пользуется в стихотворении длинными словами, из-за чего часть ударений ямба выпадает, получается неровный ритм, напоминающий танго. Всё стихотворение наполнено движением: в первой строфе лирический герой проносится по знакомым местам, во второй – наклоняется, в третьей - уносится вместе с ключом в далёкий мирный край, а в последней его горизонтальное движение по земле прекращается и начинается вертикальное – в небеса. Последняя укороченная строка четырёхстопного ямба останавливает движение, потому что мысль доведена до логического конца.
Последняя строфа отличается и по рифмовке. Первые три имеют перекрёстную рифмовку, а четвёртая – кольцевую. Во всём стихотворении чередуются женская и мужская рифмы.
Тропы и образы
Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.
Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.
Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студёный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.
В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.
В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.
В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм (первая и вторая строка). Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.
Подробнее - на -