"Что такое вода" Сразу отметим – что это вещество входит в список главных на планете, участвующих в постоянном круговороте. Вода за счет увлажнения воздуха, растений и почвы испаряется из мировых океанов и всех водоемов. Эти пары накапливаются в атмосфере, перемещаются по всей поверхности Земли и возвращаются в почву в виде осадков – дождя, града, снега и росы. Другая часть остается внутри почвы, давая соки жизни всем растениями. Что представляет собой жидкость для жизни? Казалось бы, специалисты, десятилетиями раскрывающие тайну воды должны знать её секреты. Но и они утверждают, тайна её непостижима также, как и не известно о её происхождении, не разгадана загадка её исчезновения. Но поистине понятно одно – в воде жизнь берет свое начало. Мы с детских лет благодаря школьным урокам знаем, что каждый из нас на 80% состоит из воды. На сегодняшний момент особых споров по этому поводу еще не возникало. Единственное что нужно знать – цифра варьируется в зависимости от возраста человека. Если это новорожденный младенец – то 80%, но с годами показатель опускается до 75%. И к концу жизни объем составляет 65-60%. Из выше указанного понятно, что чем активнее человек – тем больше в нем воды. Но как только наступают пожилые годы, человек становится пассивным – то и объем воды уменьшается. Чтобы все это обойти и минимизировать развитие старости и болезней необходимо пить оптимальное количество воды в день – до 2 литров в чистом виде. Так же как и человеку, вода необходима любому растению. У разных растений она составляет от 70 до 95% массы, контролируя все происходящие процессы. Обмен веществ в растении возможен только при большом количестве влаги, поэтому значение воды для растений бесспорно велико. Растворяя в почве минеральные вещества, вода доставляет их в растение, обеспечивая их непрерывный приток. Без воды не прорастут семена, не будет происходить в зеленых листьях процесс фотосинтеза. Вода, наполняющая клетки растения, обеспечивает ему жизне и сохранение определенной формы. Важнейшим условием жизнеобеспечения растительного организма является поглощать воду извне. Растение, получая воду, в основном из почвы с корней, поставляет ее в наземные части растения, где листья ее испаряют. Такой водный обмен существует в каждой органической системе – вода, попадая в нее, отдает питательные вещества, испаряется или выделяется, а затем снова, обогатившись полезными субстанциями, попадает в организм. Еще один удивительный проникновения воды в живые клетки - ее осмотическое поглощение, т. е воды аккумулироваться извне в клеточные растворы, увеличивая объем жидкости в клетке
Выпишите предложение, где выражается основная мысль текста. 2) Опираясь на текст, составьте 2 «толстых» и 2 «тонких» вопроса.
II. Мотивация учебной деятельности
При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?» И в большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?
- Что такое языковая норма? (Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь) Нормы пронизывают все уровни языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные).
- Что вы понимаете под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и уместность его применения)
Учитель: Выдающийся писатель Л. Н Толстой утверждал: «Единственное средство умственного общения людей есть слово… Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками».
- Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?
Учитель: Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела.
III. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.
IV. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа.
Учитель: Продолжите фразу:
Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;
2) уместность его использования в общепринятых в языке
сочетаниях.
Учитель: Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частая – неразличение паронимов.
- Что такое паронимы?
Паронимы (от греч. para—возле, onyma — имя)— это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением.
Например:
адресант (отправитель)— адресат (получатель)
Наследие (явления культуры, быта, полученные от предыдущих эпох) - Наследство (имущество, переходящее после смерти его владельца другому лицу)
2. Лекция.
Познакомимся со статьей «Лексическая сочетаемость» из «Энциклопедического юного филолога».
Слова в предложении связаны друг с другом грамматически и по смыслу. Грамматические связи обеспечивают грамматическую правильность речи. Примеры грамматических связей: согласование прилагательного-определения с определяемыми существительными в роде, числе и падеже (спелый колос – спелая вишня – спелое яблоко – спелые плоды), глагольное управление существительными (забиваю гвоздь, вышел на улицу, занимались спортом).
Смысловые связи обеспечивают правильность высказывания по смыслу.
В отличие от грамматических связей, которые, как правило, обнаруживают себя в форме связываемых слов )например, в окончаниях), смысловые отношения слов редко выражаются в их облике. Тем не менее, употребляя слово в речи, мы должны согласовывать его по смыслу с другими словами. Это смысловое согласование выражается в двух типах словесной сочетаемости – семантической и лексической.
Семантическая сочетаемость слова – это его вступать в сочетания с целыми классами слов, объединяемых общностью смысла. Например, глаголы думать, полагать, радоваться, смеяться, грустить и другие описывают различные состояния человека; значит, и сочетаться они могут лишь с такими словами, которые обозначают человека (это и есть один из семантических классов): мальчик, старик, прохожий, врач, учительница и т.п. Только в сказке или в фантастической повести возможны выражения вроде коза задумалась или шкаф засмеялся.
Лексическая сочетаемость слова – это его вступать в сочетания не с любым словом из какого-либо семантического класса, а только с некоторыми. Например, существует класс слов, объединяемых общим смыслом множество, совокупность.: стадо, табун, стая, рой, косяк и т.п. При необходимости обозначить множество каких-нибудь животных мы не можем сочетать название любого животного с любым из этих слов. Говорят: стадо коров, табун лошадей, стая птиц, рой пчел, косяк рыбы (но не «стая рыбы или рыб», «стадо пчел», «рой лошадей» и т.п.)
Причину подобного разнообразия можно усмотреть в реальном многообразии обозначаемых предметов, веществ и явлений: так, коровы и птицы, лошади и пчелы, пчелы и рыбы столь различны по самой своей природе, что и удивляться нечего разному «поведению» соответствующих слов в сочетаниях с другими словами.
Объяснение:
С прилагательными
чужое добро
награбленное добро
абсолютное добро
народное добро
хозяйское добро
нажитое добро
разное добро
истинное добро
высшее добро
большое добро
старое добро
колхозное добро
сделанное добро
подобное добро
всяческое добро
С существительными (главное слово)
в добром здравии
от добра добра
в добром расположении духа
на добром слове
добро злом
в добром согласии
добра молодца
на добром коне
в добром настроении
о добром самаритянине
добро человеке
в добром мире
в добром расположении
добром лице
С существительными (зависимое слово)
познание добра
силы добра
понятие добра
сторона добра
во имя добра
путь добра
люди добра
мир добра
победа добра
любовь добра
свет добра
торжество добра
идея добра
идеалы добра
куча добра
С глаголами (субъект)
добро побеждает
добро торжествует
добро пропадает
добро существует
добро остаётся
добро принадлежит
добро возвращается
добро вернётся
добро следует
С глаголами (аргумент)
делать добро
творить добро
дать добро
желать добра
хотеть добра
не довести до добра
будь добра
верить в добро
различать добро и зло
отличать добро от зла
видеть кого-либо в добром здравии
нести добро
получить добро
служить добру
отплатить добром за