Работа с текстом (1).Многочисленная стая лебедей, возвращающихся с далёкого юга на север, стала кружить над разливом.(2).Я видел освещённые зарёю розоватые, распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи и слышал их голоса.(3).Ещё никогда я не видел такой чудесной, почти сказочной картины.(4).Я сидел на маленьком острове в своём тесном шалаше и, затаив дыхание, слушал и наблюдал.(5).Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка.(6).Не замечая меня, лебеди купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц.(7).Я долго не выходил из шалаша, пока по какому-то знаку, шумя крыльями и брызгая водой, лебеди вдруг стали подниматься и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север.
Комплексный анализ.
1.Докажите, что это текст.
2.Определите стиль текста, докажите: а)художественный; б)публицистический; в)научный.
3.Каким типом речи является этот текст: а)описание; б)рассуждение; в)повествование.
4.Укажите тему текста.
5.Укажите наиболее подходящее для текста название:
а) Весенний перелёт;
б) Чудесные птицы;
в) Весной в разливе;
г) Заря на разливе.
7.На какой вопрос нет ответа в тексте:
а) Откуда возвращались лебеди?
б) Какая картина открылась автору с прилётом лебедей?
в) Куда направились лебеди после купания в разливе?
г) Зачем автор приплыл на остров?
8.Укажите предложение, в котором употреблён фразеологизм?
1)1. 2)6. 3)7. 4)4.
9.В каком предложении сочинительный союз соединяет части сложного предложения?
1) 7. 2) 2. 3) 6. 4) 4.
10.Задания по тексту с кратким ответом.
1). Укажите номера предложений с причастным оборотом.
2). Укажите номера предложений с деепричастным оборотом.
3). Выпишите из текста все причастия, укажите разряды.
4). Выпишите из текста все деепричастия, укажите их разряды.
5). Из предложений 5-7 выпишите наречие в сравнительной степени.
6). Из предложений 4-6 выписать производный предлог.
7). Какое сочетание слов является грамматической основой 4 предложения:
а) я сидел и наблюдал;
б) я сидел и, затаив дыхание, слушал;
в) я сидел, наблюдал и слушал;
г) сидел, наблюдал и слушал.
11.Выделите лексические средства выразительности текста
1.Синонимы:
2.Сравнение:
3.Эпитеты:
4.Метафоры:
5. Олицетворение:
Творческий вопрос (3-4 предложения):
-Как вы думаете, почему автор восхищается увиденной красотой ?
Сначала это был пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело - розовым носиком. Он дремал на подоконнике, лакал молоко из блюдечка, ловил лапой мух, играл с бумажкой и собственным хвостом...И мы сами не помним , когда вместо пушистого комка увидели большую кошку. Она выросла всем кошкам кошка. Темно -каштановая с темными пятнами, шерсть длинная, хвост как ламповый ерш! Бывали у меня с Ю -ю спокойные моменты счастья. Я писал свои произведения, а Ю-ю наблюдала за пером , потом вдруг вскакивала и куда-то убегала. Затем возвращалась и садилась рядом, у правой руки, тихонечко высовывала лапки, похожие на перчаточки.
При выборе темы сочинения старайтесь руководствоваться, во-первых, пониманием слова в ее названии, во-вторых, знанием привлекаемого материала, и в-третьих, интересом к ней. Прежде всего не торопитесь писать, сначала проанализируйте тему. Сделать это - значит вдуматься в каждое её слово, объяснить своими словами каждое понятие. Отбирая необходимый для сочинения материал, постарайтесь рассмотреть все факты в их взаимосвязи. Уточнив содержание избранной темы, определите идеи сочинения, сформулируйте ответ на проблему ,поставленную в теме. Чётко сформулированная идея, бесспорно полно раскрыть тему. План - своего рода программа действий для пишущего. Начните составление плана с главного его пункта, и тогда идея сочинения действительно станет организующим началом всей работы. Связь между частями сочинения, разумеется, не должна быть случайной. Во вступлении пишите только о том, что соответствует теме и идее сочинения. В заключительной части необходимо подвести итоги размышления над темой.
Я также проставила несколько тире.