Работа с текстом
Наступление утра
1. Пр..слушайтесь х..рошенько стоя в лесу или среди пробудивш..гося цветущ..го поля.
2. Вы (не) пременно услышите ч..дес..ные звуки земл.. .
(3) Во все вр..мена люди ласково называли её матерью (?) землёю.
(4) Журчание весен..его ручейка или плеск речных волн о песча..ый берег пение птиц или гром отдалён..ой гр..зы шелест цв..тущих луг..вых трав или треск м..роза в зимнюю ночь тр..петание зелёной л..ствы на деревьях или треск кузнечиков у протоптан..ой луг..вой тр..пинки всё это бе..числен..ые звуки земли.
(5) Слышать их люди горо..ские оглушённые шумом машин к сожалению отвыкли.
(6) Тем радостнее такому человеку ещё не совсем утративш..му чу..ство родной пр..роды побывать в лесу на реке в поле набрат..ся душевных сил.
(7)А как хорошо новое утро!
(8) Ещё до восхода солнца ся начиная радос..но петь птицы.
(9) Спят в камен..ых домах люди редкая машина но уже полнится жизнью пробудившийся лес полной грудью дышит земля.
(10) В пр..роде нет н..чего музыкальнее наступающего ран..его утра.
1. Из предложений 1-5 выписать односоставное предложение. Определите тип предложения. ( )
2. Из предложений 7-10 выписать безличное предложение. ( )
3. Из предложения 4-6 выписать предложение, осложнённое вводным словом. ( )
4. Из предложений 1-6 выписать предложение, осложнённое приложением. ( )
5. Определить количество грамматических основ в предложении 9. ( )
6. Среди предложений 1-7 найти предложение, осложнённое ОЧП при обобщающем слове. ( )
7. Выписать грамматическую основу из предложения 5. ( )
Нелепый поступок; невысоко взлететь; не высоко взлететь, а низко; поступить не по-товарищески; почуять недоброе; неряшливый вид; вести себя непринужденно; вовсе не трудовые доходы; не веселый, а грустный вид; нескладность фигуры; перейти неглубокую, но широкую реку; устать с непривычки; бормотать что-то невнятное; далеко не легкое дело, река была неширока.
Объяснение: частицу не пишем слитно:
если без не не употребляется (небрежный, невзрачный);
если можно подобрать синоним без не (немаленький - большой, молодой-старый);
если есть противопоставление с союзом но (река неглубокая, но холодная);
с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не слитно (невысокий - невысок).
Запомните, что при наличии слов вовсе не, отнюдь не, далеко не частица не с последующими словами пишется раздельно.
Весело звенят капели, радуются весеннему солнышку воробушки и синицы, пережившие зимние холода» Тающие сосульки смотрят с крыши вниз, никак не решат: прыгать, не прыгать.. .Можно пускать бумажные кораблики по быстрому ручью во дворе.
Наступила весна. Сквозь низко нависшие тучи стало проглядывать голубое чистое небо. Таким прозрачно-синим оно может быть только весной. По земле побежали звонкие ручейки. Сначала их было мало, но с каждым днем они все чаще и чаще прорезали лед своими струйками. Пение ранних пташек и звонкая all so ch . ru 2001 2005 капель с крыш заполняют мир, весенняя музыка приходит на смену долгому зимнему молчанию и завыванию ветра. Все приходит в движение: суетятся на ветках птицы, весело капают с карнизов жемчужинки. Снег еще прячется в темных углах, не хочет понять, что с каждым часом сугробы становятся меньше, не укрыться им от теплого, долгожданного солнышка. Дни становятся длиннее и светлее. Радуются наступающей весне и люди.
На лицах все чаще появляются улыбки, теперь не страшно выходить на улицу: не закружит тебя вьюга, не засыпет снегом глаза. Больше всего радуются весне ребята. Можно снять тяжелые шубы, надеть резиновые сапоги и весело ходить по лужам, пускать кораблики.
Вскоре из-под земли выглянут первые робкие зеленые травинки, набухшие почки на деревьях лопнут, и появятся изумительные зеленые листочки. На смену белому и серому приходят зеленый и голубой цвета. Весна пришла!