Работа с текстом
Почему идёт дождь?
Когда на небе собираются тяжёлые чёрные тучи, люди
говорят: «быть дождю». Чаще всего он, в самом деле,
начинается. Но откуда взялись тучи, и почему из них идёт
дождь? Причина всему этому – Солнце. Оно нагревает
поверхность планеты и воды в океанах, озёрах и реках
превращаются в пар. Он перемешивается с воздухом.
Поднимающийся вверх тёплый воздух рас водяной пар в атмосфере. Остывая, воздух отдаёт часть
своего груза, а невидимый водяной пар снова становится водой.
Из её капелек образуются облака. Внутри тучи крошечные
капельки постепенно разрастаются, собирая всё больше влаги.
Наконец капли становятся такими большими, что уже не
могут удержаться, наверху, воздушными течениями и падают
на землю в виде дождя.
Так развиваются события в тёплый летний день, когда утром
на ярком небе сияет солнце, а во второй половине дня
сгущаются тучи и проливается дождь на землю, иногда
сильный, но короткий ливень. Это местные дожди. Дожди
продолжительные, затяжные, на два - три дня, а то и на
неделю, приносят издалека мощные воздушные вихри – циклоны.
Жителей европейской равнины дождь поливает водой,
испарившейся с поверхности Атлантического океана.
Определив скорость движения циклона, метеорологи могут
предсказать время наступления дождливой погоды.
Задания к тексту
1. Выпиши из текста однокоренные слова. Сделай разбор по составу.
2. Выпиши из текста слово, в котором звуков меньше, чем букв.
Подбери к данному слову однокоренные слова.
3. Выпиши по два слова на каждую орфограмму:
А) парная согласная в корне слова;
Б) безударная гласная в корне слова проверяемая ударением;
В) безударная гласная непроверяемая ударением;
Г) –и- а- после шипящих.
Д) слова с непроизносимой согласной
4. Выпиши из первого абзаца грамматическую основу предложения,
где подлежащее выражено местоимением.
5. Выпиши из текста существительное в Р.п., ж.р., мн.ч..
6. Выпиши все слова в которых есть звук –й- из третьего абзаца
первого предложения.
7. Выпиши из текста три глагола н.в., ед.ч, 1 спр.
8. Из последнего абзаца, последнего предложения выпиши слово, в
котором все согласные звуки твёрдые.
9. Из последнего абзаца, выпиши слово, в котором все согласные звуки
мягкие.
10. Из последнего абзаца выпиши все прилагательные, подчеркни
прилагательные - синонимы.
11. Из этого же абзаца выпиши глагол, со значением «знать заранее,
что произойдёт»
Читай внимательно задания, будь внимателен при
чтении текста.
Засмеялись друзья. "Ты что, не русский? Ты заболел? А на соревнованиях был?"- спрашивают друзья? "Сходил"- говорил печальный школьник. "Так был ты там или не был?" - недоумевают ребята. Трудно им стало понять своего дружка. Стало им с ним не интересно, и ребята ушли. Пошел тогда школьник домой. Но с кем он не заговорит, никто его понять не может. Переспрашивают все, ухмыляются. А мама даже температуру померила и решила вызвать врача. Вот так и понял наш школьник, как опрометчиво он поступил, решившись отказаться от служебных частей речи!
Служебные части речи очень важны. Без союзов и предлогов слова будут рассыпаться в предложении, Помните это и чаще употребляйте их, расцвечивайте вашу речь предлогами, частицами и союзами!