Дидактический материал для самостоятельной работы по теме «Союз».
Выполнила Журбина Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 МО «Ахтубинский район» Астраханской области
Дидактический материал для самостоятельной работы по теме «Союз». 1.Упражнения. Предлагаемые упражнения позволяют совершенствовать навыки грамматического анализа различных по значению сочинительных и подчинительных союзов, навыки грамматического конструирования, усвоить синонимию союзов, тренировать навыки правописания.
Задание № 1. Прочитайте. Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Спишите текст. Укажите союзы и их функции. (И ТАК, ИТАК) она пришла долгожданная зима! Хорошо пробежа..ся по морозцу в первое зимн.. утро. Издалек.. подымающийся ветерок пощип..вает лицо и уши, (ЗА ТО, ЗАТО) как красиво всё вокруг! Как не колюч Мороз..ц, он (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) приятен. Не (ЗА ТО, ЗАТО) ли все мы любим зиму, что она (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ), как и весна, наполняет грудь волнующ.. чу..ством. Всё живо, всё ярко в пр..образивш..йся природе, всё полно бодрящ.. свежести. Так легко дыши..ся и так хорошо на душе, что невольно улыбаеш..ся. И хочется сказать дружески этому чудн.. зимн.. утру: «Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!» Задание № 2. Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед однородным союзом и? Обозначьте границы простых предложений в составе сложного и выделите союзы. Правильно расставьте знаки препинания. Образец: Листья пожелтели . … 1. Листья пожелтели и опали. 2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев. 1. Пришла весна и … 2. Солнце светит и … 3. Деревья вновь зазеленели и … 4. Настроение у всех весёлое и … Задание № 3. Закончить пословицы, употребляя противительные союзы. 1. Не по словам судят… 2.На взгляд-то он хорош … 3. Мягко стелют … 4. Под гору вскачь … 5.Книга в счастье украшает …
бескорыстная – это хорошо. именно так нас всех учили еще в младшей школе. но насколько правы были учителя и родители, когда пытались привить нам эту “истину”?
безусловно, милосердие и радушное желание достойны похвалы. но подобный альтруизм далеко не всегда полезен в реальной жизни. мы говорим не о тех ситуациях, когда подразумевается общечеловеческая (пожертвования для детского дома или отданный кусок хлеба). речь о ситуациях, в которых корыстные люди “раскручивают” нас на бесплатную в том или ином деле, давя на жалость. это может быть просьба советом в бизнесе, либо подвезти на деловую встречу в другой конец города в плохую погоду и так далее. и вот тогда, когда подобные просьбы становятся регулярны, а выгода от них достается лишь просящему, необходимо задуматься. все ли вы делаете верно? поговорим об этом подробнее. итак, почему не надо людям, которые могут воспользоваться вашей искренностью сугубо в личных целях? люди могут не только попросить маленькое одолжение но и попросить о сложной прозьбе и за это убить . да , да вы не ослышались , люди разные бывают .
вот такой вывод : надо смотреть кому , зачем , почему и какая прозьба .
по теме «Союз».
Выполнила Журбина Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 МО «Ахтубинский район» Астраханской области
Дидактический материал для самостоятельной работы
по теме «Союз».
1.Упражнения.
Предлагаемые упражнения позволяют совершенствовать навыки грамматического анализа различных по значению сочинительных и подчинительных союзов, навыки грамматического конструирования, усвоить синонимию союзов, тренировать навыки правописания.
Задание № 1.
Прочитайте. Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Спишите текст. Укажите союзы и их функции.
(И ТАК, ИТАК) она пришла долгожданная зима! Хорошо пробежа..ся по морозцу в первое зимн.. утро. Издалек.. подымающийся ветерок пощип..вает лицо и уши, (ЗА ТО, ЗАТО) как красиво всё вокруг! Как не колюч Мороз..ц, он (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) приятен. Не (ЗА ТО, ЗАТО) ли все мы любим зиму, что она (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ), как и весна, наполняет грудь волнующ.. чу..ством. Всё живо, всё ярко в пр..образивш..йся природе, всё полно бодрящ.. свежести. Так легко дыши..ся и так хорошо на душе, что невольно улыбаеш..ся. И хочется сказать дружески этому чудн.. зимн.. утру: «Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!»
Задание № 2.
Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед однородным союзом и? Обозначьте границы простых предложений в составе сложного и выделите союзы. Правильно расставьте знаки препинания.
Образец: Листья пожелтели . …
1. Листья пожелтели и опали.
2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.
1. Пришла весна и …
2. Солнце светит и …
3. Деревья вновь зазеленели и …
4. Настроение у всех весёлое и …
Задание № 3.
Закончить пословицы, употребляя противительные союзы.
1. Не по словам судят…
2.На взгляд-то он хорош …
3. Мягко стелют …
4. Под гору вскачь …
5.Книга в счастье украшает …
ответ:
бескорыстная – это хорошо. именно так нас всех учили еще в младшей школе. но насколько правы были учителя и родители, когда пытались привить нам эту “истину”?
безусловно, милосердие и радушное желание достойны похвалы. но подобный альтруизм далеко не всегда полезен в реальной жизни. мы говорим не о тех ситуациях, когда подразумевается общечеловеческая (пожертвования для детского дома или отданный кусок хлеба). речь о ситуациях, в которых корыстные люди “раскручивают” нас на бесплатную в том или ином деле, давя на жалость. это может быть просьба советом в бизнесе, либо подвезти на деловую встречу в другой конец города в плохую погоду и так далее. и вот тогда, когда подобные просьбы становятся регулярны, а выгода от них достается лишь просящему, необходимо задуматься. все ли вы делаете верно? поговорим об этом подробнее. итак, почему не надо людям, которые могут воспользоваться вашей искренностью сугубо в личных целях? люди могут не только попросить маленькое одолжение но и попросить о сложной прозьбе и за это убить . да , да вы не ослышались , люди разные бывают .
вот такой вывод : надо смотреть кому , зачем , почему и какая прозьба .