Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы. а) е – и
Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.
б) о – а
К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.
Объяснение:
ри произношении слов и их форм ударение может менять свое место и переходить с приставки на корень, суффикс или окончание. Тогда говорят, что в русском языке ударение разноместное, например:
река́ — ре́ки
барсу́к — барсучо́нок
приня́ть — приня́л , приня́ла.
Гласный в корне слова, оставшись без ударения, искажается и слышится неясно.:
ПРИМЕРЫ
волна́, вода́, соли́ть, закрепи́ть, возду́шный, весе́лый, зелене́ть
проверки безударных гласных в корне
Подобрать другую форму этого же слова Подобрать родственные слова
1. Один - много
волна - во́лны 1. Большой - маленький
ковёр - ко́врик
2. Много - один
паруса - па́рус 2. Маленький - большой
площадка - пло́щадь
3. По вопросу:
Где?
моря - в мо́ре
Что делал?
Что делает?
писал - пи́шет 3. Назови ласково
зима - зи́мушка
4. Какой? - Что?
зелёный - зе́лень
5. Что делал? - Что?
плясал - пля́ска
К этим словам можно подобрать проверочные слова, в которых сомнительный гласный прозвучит четко и ясно, то есть он окажется в сильной позиции — под ударением.
Существует два проверки безударных гласных в корне:
1. подбор родственных слов:
соли́ть — соль;
закрепи́ть — кре́пкий;
возду́шный — во́здух;
весёлый — ве́село;
зелене́ть — зе́лень, зелёный;
2. изменение формы слова:
волна́ — во́лны;
вода́ — во́ды;
трава́ — тра́вы;
окно́ — о́кна;
гора́ — го́ры;
носи́ть — но́сит;
держа́ть — де́ржит;
1. Раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи:
1. морфология
2. Лексическое значение слова – это:
3. то, что обозначает слово;
3. Многозначное слово (ИХ ДВА!):
2. ковёр
4. дополнение
4. Однозначное слово:
3. жюри
5. Такое слово не является синонимом:
4. человек (синонимы: всадник, наездник, верховой).
6. Слово, в котором от места ударения меняется смысл слова:
1. пропасть
7. Ряд, в котором все слова являются синонимами:
3. интересный, увлекательный, занятный;
8. Фразеологизм:
1. как рыба в воде
9. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются:
3. омонимами
10. Синоним к слову веселый:
3. радостный
11. Правильный вариант ответа:
Антонимы – это
1. слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением
12. В таком предложении есть обращение:
2. РЕБЯТА, вам стоит беречь свою дружбу.
13. Такой тип речи в предложениях:
«Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал»:
(Русская народная сказка «Каша из топора»)
1. Повествование
14. Предложение с прямой речью:
3. Учительница громко сказала: «Приступайте к упражнению номер семь»..
15. Этикет — это:
2. нормы и правила поведения в обществе