Резкий свисток — и состав дрогнул тяжёлым телом и, медленно подавшись назад, снова застыл, и вот, очень тихо и медленно набирая обороты, колеса заскользили по рельсам, и адская машина двинулась вперёд.
Почему так:
(1) - тире. Здесь как бы пропущено слово "раздался", поэтому уместно тире.
(2) - запятая не нужна, однородные члены "дрогнул", "застыл" связаны союзом "и".
(3) и (4) - деепричастный оборот к зависимому слову "состав"
(5) - запятая между простыми предложениями в составе сложного: "состав дрогнул, застыл" и "колёса заскользили"
(6) и (7) - обособленный деепричастный оборот
(8) - запятая между простыми предложениями в составе сложного: "колёса заскользили" и "машина двинулась"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Перспектива»
Тема: Суффикс. Роль суффиксов в словообразовании.
Задачи урока:
Образовательные: - знакомить учащихся со словообразовательной ролью суффиксов и его основными признаками: имеют различные смысловые значения, служит для образования новых слов, стоит за корнем.
Развивающие:- развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительности, увеличительности, ласкательности и т. д.), вносимых суффиксами в общее значение слова; формирование к поиску, анализу.
Воспитательные: - воспитывать внимательное и бережное отношение к слову; воспитывать товарищество и взаимовыручку.
Ι. Актуализация знаний.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Все тихонько сели и на доску посмотрели.
-Надели «умную» шапочку. Помассировали мочки ушей, затем всю ушную раковину и потёрли ушки руками.
2. Минутка чистописания:
- Откройте тетради, положите с наклоном, запишите число и «Классная работа».
-Строчку чистописания прочитали и красиво написали:
-чк ок ик очк ечк еньк чик юшк-
-ишк- -ищ ащ ящ ущ ющ- -ист щик чик ов-
-Что написано в строчке чистописания? (Суффиксы)
-На сколько групп они разделены? (На 4 группы)
-Какое значение объединяет суффиксы 1 группы? (Уменьшительно-ласкательное)
-Суффиксы 2 группы? (Пренебрежительное)
-Суффиксы 3 группы? (Увеличительное)
-А суффиксы 4 группы? (Профессий(или рода занятий) и принадлежности чему-либо)
II. Сообщение темы урока. Целеполагание.
-О чём мы сегодня будем говорить? (О суффиксах)
-Запишите тему урока: «Суффиксы»
-Что такое суффикс? (Это часть основы слова)
-Где стоит суффикс? (Суффикс стоит после корня)
-Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов)
-А зачем нам новые слова? (Чтобы речь была красивой и выразительной)
-Давайте определим задачи сегодняшнего урока:
1. Научиться образовывать новые слова с суффиксов и делать речь красивой и выразительной.
2.Научиться находить и выделять суффиксы в словах и определять их значение.
3.Учиться правильно писать слова с суффиксами.
III. Работа по учебнику по группам с самопроверкой по эталону.
-Для выполнения следующего задания мы разделимся на группы.
-Первые две группы будут работать по Упр.195 с текстом русской народной песенки. Назовём их «Музыканты».
-Вторые две группы будут работать по Упр. 196 с текстом из русской народной сказки и по отрывку из сказки А.С.Пушкина. Назовём их «Литераторы».
-Две последние группы работают по Упр. 197 с исторической справкой. Их мы назовём «Историки».
-Задание для всех групп: прочитать текст; выбрать одного человека, который будет читать текст у доски; найти заданные слова с суффиксами, выделить суффиксы и определить их значение. (Время на выполнение 5 минут).
Проверка заданий.
I группа: представитель от «Музыкантов» читает по слайду текст у доски. . Все остальные по очереди называют выбранные слова, указывают суффикс и его значение (уменьшительно-ласкательное). Ученик у доски подчёркивает названные слова и выделяет суффикс.
Класс записывает в тетрадь: тоненький, ледок, беленький, снежок, Ванюшка, дружок.
II группа: представитель от «Литераторов» читает по слайду текст у доски. . Все остальные по очереди называют выбранные слова, указывают суффикс и его значение (уменьшительно-ласкательное). Ученик у доски подчёркивает названные слова и выделяет суффикс.
Класс записывает в тетрадь: терем-теремок, теремочек.
III группа: представитель от «Историков» читает по слайду текст у доски. . Все остальные по очереди называют выбранные слова, указывают суффикс и его значение. Ученик у доски подчёркивает названные слова и выделяет суффикс.
Класс записывает в тетрадь: Лужники (суффикс –ник- образует существительные обозначающие пространство или территорию, покрытые чем-то или содержащие что-то)луга, луговые(суффикс –ов- обозначает принадлежность чему-то или кому-то, в данном случае государю т.е. царю).
-Как понимаете «государевы луга»?
-Как назовём текст?
-Какое чередование встретилось в корне?
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
V.Работа в парах с самопроверкой по эталону.
Упр. 198 напечатано на карточках. Каждая из 4 строчек выделена своим цветом.
-Прочитайте однокоренные слова. Расположите их в порядке увеличения размера. Выделите корень, суффикс и основу.
Проверка на мимио.
-Что такое основа?
VI. Рефлексия.
-Запишите одним словом, используя суффикс увеличения:
очень большой - большущий
очень злой – злющий
сильно блестит – блестящий
-Запишите одним словом, используя суффиксы профессий или рода занятий:
Текст с расставленными знаками препинания:
Резкий свисток — и состав дрогнул тяжёлым телом и, медленно подавшись назад, снова застыл, и вот, очень тихо и медленно набирая обороты, колеса заскользили по рельсам, и адская машина двинулась вперёд.
Почему так:
(1) - тире. Здесь как бы пропущено слово "раздался", поэтому уместно тире.
(2) - запятая не нужна, однородные члены "дрогнул", "застыл" связаны союзом "и".
(3) и (4) - деепричастный оборот к зависимому слову "состав"
(5) - запятая между простыми предложениями в составе сложного: "состав дрогнул, застыл" и "колёса заскользили"
(6) и (7) - обособленный деепричастный оборот
(8) - запятая между простыми предложениями в составе сложного: "колёса заскользили" и "машина двинулась"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Перспектива»
Тема: Суффикс. Роль суффиксов в словообразовании.
Задачи урока:
Образовательные: - знакомить учащихся со словообразовательной ролью суффиксов и его основными признаками: имеют различные смысловые значения, служит для образования новых слов, стоит за корнем.
Развивающие:- развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительности, увеличительности, ласкательности и т. д.), вносимых суффиксами в общее значение слова; формирование к поиску, анализу.
Воспитательные: - воспитывать внимательное и бережное отношение к слову; воспитывать товарищество и взаимовыручку.
Ι. Актуализация знаний.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Все тихонько сели и на доску посмотрели.
-Надели «умную» шапочку. Помассировали мочки ушей, затем всю ушную раковину и потёрли ушки руками.
2. Минутка чистописания:
- Откройте тетради, положите с наклоном, запишите число и «Классная работа».
-Строчку чистописания прочитали и красиво написали:
-чк ок ик очк ечк еньк чик юшк-
-ишк- -ищ ащ ящ ущ ющ- -ист щик чик ов-
-Что написано в строчке чистописания? (Суффиксы)
-На сколько групп они разделены? (На 4 группы)
-Какое значение объединяет суффиксы 1 группы? (Уменьшительно-ласкательное)
-Суффиксы 2 группы? (Пренебрежительное)
-Суффиксы 3 группы? (Увеличительное)
-А суффиксы 4 группы? (Профессий(или рода занятий) и принадлежности чему-либо)
II. Сообщение темы урока. Целеполагание.
-О чём мы сегодня будем говорить? (О суффиксах)
-Запишите тему урока: «Суффиксы»
-Что такое суффикс? (Это часть основы слова)
-Где стоит суффикс? (Суффикс стоит после корня)
-Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов)
-А зачем нам новые слова? (Чтобы речь была красивой и выразительной)
-Давайте определим задачи сегодняшнего урока:
1. Научиться образовывать новые слова с суффиксов и делать речь красивой и выразительной.
2.Научиться находить и выделять суффиксы в словах и определять их значение.
3.Учиться правильно писать слова с суффиксами.
III. Работа по учебнику по группам с самопроверкой по эталону.
-Для выполнения следующего задания мы разделимся на группы.
-Первые две группы будут работать по Упр.195 с текстом русской народной песенки. Назовём их «Музыканты».
-Вторые две группы будут работать по Упр. 196 с текстом из русской народной сказки и по отрывку из сказки А.С.Пушкина. Назовём их «Литераторы».
-Две последние группы работают по Упр. 197 с исторической справкой. Их мы назовём «Историки».
-Задание для всех групп: прочитать текст; выбрать одного человека, который будет читать текст у доски; найти заданные слова с суффиксами, выделить суффиксы и определить их значение. (Время на выполнение 5 минут).
Проверка заданий.
I группа: представитель от «Музыкантов» читает по слайду текст у доски. . Все остальные по очереди называют выбранные слова, указывают суффикс и его значение (уменьшительно-ласкательное). Ученик у доски подчёркивает названные слова и выделяет суффикс.
Класс записывает в тетрадь: тоненький, ледок, беленький, снежок, Ванюшка, дружок.
II группа: представитель от «Литераторов» читает по слайду текст у доски. . Все остальные по очереди называют выбранные слова, указывают суффикс и его значение (уменьшительно-ласкательное). Ученик у доски подчёркивает названные слова и выделяет суффикс.
Класс записывает в тетрадь: терем-теремок, теремочек.
III группа: представитель от «Историков» читает по слайду текст у доски. . Все остальные по очереди называют выбранные слова, указывают суффикс и его значение. Ученик у доски подчёркивает названные слова и выделяет суффикс.
Класс записывает в тетрадь: Лужники (суффикс –ник- образует существительные обозначающие пространство или территорию, покрытые чем-то или содержащие что-то)луга, луговые(суффикс –ов- обозначает принадлежность чему-то или кому-то, в данном случае государю т.е. царю).
-Как понимаете «государевы луга»?
-Как назовём текст?
-Какое чередование встретилось в корне?
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
V.Работа в парах с самопроверкой по эталону.
Упр. 198 напечатано на карточках. Каждая из 4 строчек выделена своим цветом.
-Прочитайте однокоренные слова. Расположите их в порядке увеличения размера. Выделите корень, суффикс и основу.
Проверка на мимио.
-Что такое основа?
VI. Рефлексия.
-Запишите одним словом, используя суффикс увеличения:
очень большой - большущий
очень злой – злющий
сильно блестит – блестящий
-Запишите одним словом, используя суффиксы профессий или рода занятий:
музыкант, играющий на трубе – трубач
музыкант, играющий на пианино – пианист
пилот самолёта – лётчик
человек, выкладывающий дом из камня – каменщик
Объяснение: