психология развития охватывает широкую область. к этой области можно приближаться и освещать ее с самых разных сторон. это невозможно сделать в одном исследовании, каким оно задумано здесь. здесь предполагается направить внимание на совершенно определенные стороны психологического развития ребенка и попытаться органически связать факты между собой.
в последующих главах речь пойдет о фазах и душевного развития, причем в основу рассмотрения душевного развития будет положено отношение ребенка к его окружению.
во второй части книги проблемы, важные прежде всего для педагогики, будут рассматриваться с точки зрения, обретенной в первой части.
если мы рассмотрим развитие ребенка от грудного возраста до достижения взрослости в двадцать один год, то можно различить три больших периода. первый период: грудной и маленький ребенок, еще полностью погруженный в атмосферу родительского дома и окруженный материнскими заботами; второй период, когда он делает шаг в мир, и здесь школа, наряду с родительским домом, играет в мире ребенка важную роль; третий период — время завершения общего образования и подготовки к будущей профессии.
с биологической точки зрения можно обозначить те же периоды следующим образом:
1. период от рождения до смены зубов;
2. период от смены зубов до пубертета;
3. период от пубертета до совершеннолетия.
говоря о продолжительности этих периодов, можно указать на три (примерно) семилетия.
внутри этих семилетий можно, конечно, констатировать смещение в индивидуальном развитии, а также различия в развитии мальчиков и девочек. об этих смещениях речь еще пойдет ниже. но несмотря на эти различия, можно все же установить как некую закономерность три больших периода. теперь следует в общих чертах обсудить отношение ребенка к миру внутри этих трех периодов.
маленький ребенок характеризуется большой открытостью к миру. без душевного сопротивления он вбирает в себя все из окружающего мира и встречает его с безграничным доверием. в райской невинности он живет в мире, где неразличимо смешаны добро и зло.
все органы чувств открыты. из внутренней активности он отвечает подражанием, имитацией. через подражание он учится говорить, при этом для ребенка открываются врата в человеческую духовную жизнь. через подражание он учится всем полезным и бессмысленным вещам, образующим формы общения людей. путем более тонкого подражания он создает основу для своей будущей нравственности.
этому вовсе не противоречит тот факт, что ребенок, с другой стороны, рано становится самостоятельно-творящим существом. но его отношение к окружению отмечено доверием и открытостью, невозможными ни в какой другой фазе человеческой жизни. если мы поставим рядом с малышом в возрасте около трех лет ребенка середины второго периода развития, это развитие выступит особенно отчетливо. ребенок примерно девяти лет имеет уже свой собственный маленький мир, в котором он живет. этот мир, словно сказочный сад, обнесен высокой стеной, отгораживающей его от действительности.
ребенок царствует в этом собственном мире. как в сказке здесь возможно все, о чем ребенок мечтает. за надежными стенами он растит цветы для своего сказочного сада, становящиеся самыми чудесными растениями. внешний мир проникает туда только отдельными кусками, элементы внешнего мира принимаются в собственный мир и преобразуются в нем, пока не станут там своими. в этот период у ребенка много друзей. он настроен на общение. но дружеские связи еще довольно внешни и, в сущности, не настроены на другого. они скорее определяются желанием жить и играть с другим в своем собственном мире.
ребенок счастлив сам по себе и становится несчастным лишь тогда, когда сталкивается с трудно усваиваемыми впечатлениями внешнего мира, которые проникают насильно и не находят места в его собственном внутреннем мире. эти впечатления или огораживаются, как бы обносятся маленькой стеной, или же через некоторое время оказывается, что они неожиданным образом все же преобразовались и нашли свое место. в первом случае неосвоенная часть опыта просто залегает и может много позже к нарушениям в душевной жизни.
только в третий период, с началом полового созревания, эта стена пробивается и медленно рушится. только теперь ребенок оказывается перед неприкрытой действительностью. он хочет изнутри завоевать эту действительность и может это сделать, потому что за прошедший период он приобрел душевное единство. в своем собственном мире он познал центр, с которым все соотносится и из которого все исходит: собственное "я". теперь из этого центра он проникает во внешний мир и хочет преобразовать его согласно своим собственным нормам. он стал теперь социально активен. дружеские связи, которые образуются теперь, являются настоящими дружескими связями, это поиск другого человека как индивидуальности.
сначала 2 , 3 , 1 но и всё эмм
психология развития охватывает широкую область. к этой области можно приближаться и освещать ее с самых разных сторон. это невозможно сделать в одном исследовании, каким оно задумано здесь. здесь предполагается направить внимание на совершенно определенные стороны психологического развития ребенка и попытаться органически связать факты между собой.
в последующих главах речь пойдет о фазах и душевного развития, причем в основу рассмотрения душевного развития будет положено отношение ребенка к его окружению.
во второй части книги проблемы, важные прежде всего для педагогики, будут рассматриваться с точки зрения, обретенной в первой части.
если мы рассмотрим развитие ребенка от грудного возраста до достижения взрослости в двадцать один год, то можно различить три больших периода. первый период: грудной и маленький ребенок, еще полностью погруженный в атмосферу родительского дома и окруженный материнскими заботами; второй период, когда он делает шаг в мир, и здесь школа, наряду с родительским домом, играет в мире ребенка важную роль; третий период — время завершения общего образования и подготовки к будущей профессии.
с биологической точки зрения можно обозначить те же периоды следующим образом:
1. период от рождения до смены зубов;
2. период от смены зубов до пубертета;
3. период от пубертета до совершеннолетия.
говоря о продолжительности этих периодов, можно указать на три (примерно) семилетия.
внутри этих семилетий можно, конечно, констатировать смещение в индивидуальном развитии, а также различия в развитии мальчиков и девочек. об этих смещениях речь еще пойдет ниже. но несмотря на эти различия, можно все же установить как некую закономерность три больших периода. теперь следует в общих чертах обсудить отношение ребенка к миру внутри этих трех периодов.
маленький ребенок характеризуется большой открытостью к миру. без душевного сопротивления он вбирает в себя все из окружающего мира и встречает его с безграничным доверием. в райской невинности он живет в мире, где неразличимо смешаны добро и зло.
все органы чувств открыты. из внутренней активности он отвечает подражанием, имитацией. через подражание он учится говорить, при этом для ребенка открываются врата в человеческую духовную жизнь. через подражание он учится всем полезным и бессмысленным вещам, образующим формы общения людей. путем более тонкого подражания он создает основу для своей будущей нравственности.
этому вовсе не противоречит тот факт, что ребенок, с другой стороны, рано становится самостоятельно-творящим существом. но его отношение к окружению отмечено доверием и открытостью, невозможными ни в какой другой фазе человеческой жизни. если мы поставим рядом с малышом в возрасте около трех лет ребенка середины второго периода развития, это развитие выступит особенно отчетливо. ребенок примерно девяти лет имеет уже свой собственный маленький мир, в котором он живет. этот мир, словно сказочный сад, обнесен высокой стеной, отгораживающей его от действительности.
ребенок царствует в этом собственном мире. как в сказке здесь возможно все, о чем ребенок мечтает. за надежными стенами он растит цветы для своего сказочного сада, становящиеся самыми чудесными растениями. внешний мир проникает туда только отдельными кусками, элементы внешнего мира принимаются в собственный мир и преобразуются в нем, пока не станут там своими. в этот период у ребенка много друзей. он настроен на общение. но дружеские связи еще довольно внешни и, в сущности, не настроены на другого. они скорее определяются желанием жить и играть с другим в своем собственном мире.
ребенок счастлив сам по себе и становится несчастным лишь тогда, когда сталкивается с трудно усваиваемыми впечатлениями внешнего мира, которые проникают насильно и не находят места в его собственном внутреннем мире. эти впечатления или огораживаются, как бы обносятся маленькой стеной, или же через некоторое время оказывается, что они неожиданным образом все же преобразовались и нашли свое место. в первом случае неосвоенная часть опыта просто залегает и может много позже к нарушениям в душевной жизни.
только в третий период, с началом полового созревания, эта стена пробивается и медленно рушится. только теперь ребенок оказывается перед неприкрытой действительностью. он хочет изнутри завоевать эту действительность и может это сделать, потому что за прошедший период он приобрел душевное единство. в своем собственном мире он познал центр, с которым все соотносится и из которого все исходит: собственное "я". теперь из этого центра он проникает во внешний мир и хочет преобразовать его согласно своим собственным нормам. он стал теперь социально активен. дружеские связи, которые образуются теперь, являются настоящими дружескими связями, это поиск другого человека как индивидуальности.