Расставить, где надо, знаки при деепричастии и деепричастном обороте. 1. Немало я стран перевидел шагая с винтовкой в руках. 2. Гребцы бросив весла стали поднимать парус. 3. Легко ворча уходит гром. 4. Поезд бросает дым на грудь земли набирая скорость. 5. Наши кони шли понуро слабо чуя седока. 6. Они ушли весело переговариваясь и радостно кивая мне головами. 7. Шел солдат преград не зная шел солдат друзей теряя. 8. Захлопав шумными крыльями птица поднялась в небо. 9. Тихую песнь напевая парень на шахту идет. 10. Я стоял раскрыв рот и отказывался верить увиденному
Обоснование: В данном случае деепричастный оборот используется для дополнительного описания действия "перевидел". Школьникам можно объяснить, что деепричастный оборот дополняет основное действие главного предложения и добавляет дополнительную информацию о том, как и с какими средствами выполняется это действие.
2. Гребцы, бросив весла, стали поднимать парус.
Обоснование: В этом предложении также использован деепричастный оборот, добавляющий информацию о том, как именно гребцы производят действие "стали поднимать парус". Знаки препинания перед и после деепричастного оборота нужны для выделения этой дополнительной информации.
3. Легко ворча, гром уходит.
Обоснование: В данном предложении употреблено деепричастие "ворча" без деепричастного оборота. Знаки препинания здесь не требуются, так как деепричастие является составной частью определения глагола "гром".
4. Поезд, набирая скорость, бросает дым на грудь земли.
Обоснование: В данном случае использован деепричастный оборот, который указывает на параллельное действие: "набирая скорость" выполняется одновременно с действием "поезд бросает дым". Знаки препинания вокруг деепричастного оборота необходимы для выделения этой параллели.
5. Наши кони понуро шли, слабо чуя седока.
Обоснование: В данном предложении используются два деепричастных оборота, обозначающих способ или обстоятельство совершения действия "шли". Знаки препинания перед ними нужны для выделения информации о способе действия.
6. Они ушли, переговариваясь весело и радостно кивая мне головами.
Обоснование: В этом предложении употреблены два деепричастных оборота, дополняющих действие "ушли". Знаки препинания перед и после деепричастных оборотов необходимы для акцентирования дополнительной информации о том, каким образом произошло действие.
7. Шел солдат, не зная преград, шел солдат, друзей теряя.
Обоснование: В данном предложении используются два деепричастных оборота, указывающих на действия, выполняемые одновременно с действием "шел солдат". Знаки препинания перед оборотами необходимы для их выделения.
8. Захлопав шумными крыльями, птица поднялась в небо.
Обоснование: В этом предложении также использован деепричастный оборот, указывающий на действие, которое произошло перед действием "поднялась". Знаки препинания вокруг оборота необходимы для выделения этой причинно-следственной связи.
9. Парень, на шахту идя, тихую песнь напевает.
Обоснование: В данном предложении используется деепричастный оборот, который указывает на обстоятельство совершения действия "парень напевает песнь". Знаки препинания перед и после оборота служат для его выделения.
10. Я стоял, раскрыв рот, и отказывался верить увиденному.
Обоснование: В этом предложении употребляется деепричастный оборот, дополняющий действие "стоял" и указывающий на его обстоятельство. Знаки препинания вокруг оборота необходимы для его выделения.