Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамма-
тические основы. Укажите, какими частями речи выражены глав-
ные члены предложения. Сделайте синтаксический разбор предло-
жения 18.
1. Читать значит вырабатывать вкус постигая прекрасное.
(К. Федин)
2*. Хорошее животное лошадь.
3*. Доброе слово человеку что дождь в засуху. (Пословица)
4*. Летний день что зимняя неделя. (Пословица)
5*. Говорить не думая стрелять не целясь. (Пословица)
6*. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина…
(В. Белинский)
7. Знание в юности это мудрость в старости. (Пословица)
8*. Ласковое слово что весенний день. (Пословица)
9. Новый этап творческого пути Пушкина поэма «Руслан
и Людмила».
10*. Млечный путь как драгоценное ожерелье на чёрном
бархате неба.
11. Читать это ещё ничего не значит; что читать и как
понимать читаемое вот в чём главное дело. (К. Ушинский)
12*. У тебя брошка как пчёлка.
13. Возвращение Грибоедова в Москву в 1823 году перево-
рот в его судьбе и начало беспрерывных успехов.
14. …«История государства Российского» есть не только со-
здание великого писателя но и подвиг честного человека.
(А. Пушкин)
15*. Старость не радость. (Пословица)
16. Лирическая поэзия Пушкина зеркало его личности отра-
жающее при этом настроение его поколения.
17*. Прекрасный человек Иван Иванович! (Н. Гоголь)
18*. Голова без ума что фонарь без свечи. (Пословица)
Предложение 18 звучит следующим образом: "Голова без ума что фонарь без свечи". Давайте проведем его синтаксический разбор.
Перед началом разбора нужно заметить, что в данном предложении нет подлежащего и сказуемого. Вместо этого мы имеем сравнение двух предметов. Это важно учесть при рассмотрении грамматических основ и частей речи.
Первая часть предложения: "Голова без ума". В данном случае "голова" является главным членом предложения, а "без ума" - определением, выраженным существительным с предлогом "без", которое указывает на отсутствие разума или рассудка.
Вторая часть предложения: "что фонарь без свечи". Здесь фраза "что фонарь без свечи" является сравнительной конструкцией и указывает на сходство между двумя объектами - головой и фонарем.
Теперь разберем грамматические характеристики частей речи.
- "Голова" - существительное, выступающее в роли главного члена предложения.
- "без" - предлог, указывающий на отсутствие чего-либо.
- "ума" - существительное в родительном падеже, являющееся определением.
- "что" - союз, вводящий сравнительную конструкцию и связывающий две части предложения.
- "фонарь" - существительное, выступающее в роли сравниваемого объекта.
- "без" - предлог, указывающий на отсутствие чего-либо.
- "свечи" - существительное в родительном падеже, являющееся определением.
Теперь, когда мы проанализировали грамматические основы и части речи, давайте перейдем к расстановке знаков препинания.
В предложении 18 необходимо поставить один знак препинания - запятую. Запятая ставится после первой части предложения: "Голова без ума", чтобы указать на разделение двух частей сравнительной конструкции.
Итак, окончательно перепишем предложение 18 с учетом расстановки знака препинания и выделения грамматических основ и частей речи: "Голова без ума, что фонарь без свечи".
Я надеюсь, что с помощью этого пошагового разбора вы поняли, как расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы и определить части речи, выражающие главные члены предложения. Если у вас возникнут вопросы, не стесняйтесь задавать их, я с удовольствием помогу вам разобраться.