Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, обозначьте главное и придаточное предложение, определите тип придаточного и начертите схему предложения
1. я не сделала . 2. сегодня холодно и не светит солнце. 3. я умею кататься на роликах, но не умею кататься на коньках. 4. я ещё не решила кем я хочу стать. 5. в магазине мне не хватило на мороженое. 6.уже второй час не прекращал лить дождь. 7. я не сумела решить по . 8. никогда не забуду тот ночной поход. 9. по усам текло, а в рот не попало. 10. учителя нужно слушать и не перебивать. 11. утреннее пение птиц нестройно и торопливо. 12. нельзя обижать маленьких. 13. несобраться на контрольной. 14. вносить неразбериху.
Внаше время дело обстоит иначе. современным детям и подросткам бывает сложно соответствовать определённому образцу, идеалу, особенно когда у каждого из взрослых он свой: у папы один, у мамы – другой, у учителей – третий, у тренера по танцам – четвёртый и так до бесконечности. а нужно ли вообще современному человеку соответствовать чьим-то представлениям? сегодня появляется много информации, она не всегда нужная и полезная, но льётся непрерывным потоком отовсюду, и поток этот контролировать не может никто, даже взрослые. однако этого требуют от молодых ещё несформировавшихся личностей. современных подростков можно назвать панками, готами, эмо, мажорами, яппи, толкиенистами или ещё как-то. всё это говорит о том, что молодые люди сегодня – это свободные личности, выбирающие способы самовыражения, которые им ближе. они уверены в себе, уверены настолько, что не боятся выделиться из толпы. но такое множество молодёжных объединений говорит и о том, что подростков часто не принимают и не понимают взрослые. на них ложатся недетские проблемы. они теряются в обилии информации, им сложнее себя найти и сделать выбор. я и мои сверстники живём в атмосфере неопределённости, но при этом должны нести ответственность за неправильный выбор наравне со взрослыми. мы слышим немало критики в свой адрес. а ведь среди нас много талантливых людей, но далеко не все взрослые на основании своего прошлого опыта могут разглядеть в ком-то из нас зачатки гениальности. среди нас много добрых, честных, даже благородных, открытых миру людей. но как чаще всего встречает нас этот мир? я думаю, что ответ на этот вопрос очевиден. современный подросток свободный, и эта свобода делает нас смелыми, иногда бесстрашными. без этого сложно было бы выражать своё мнение, заявлять о своих правах и отстаивать их. только смелость позволяет выражать свои мысли вслух и откровенно обсуждать со взрослыми свои проблемы, заявлять о том, что они есть, причём есть у представителей всех поколений. только смелость даёт силы решать эти проблемы и двигаться вперёд. и «только смелым покоряются моря».