Раздел 1. Русский язык
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания .
(А) Я живо од..вался брал полотенце книгу и шел купат…ся к реке
ра…пол…же(н,нн)ой в (пол)версте от дома.
(Б) Яркие лучи утре(н,нн)его со…нца прох…дившие через бреш… обл…ков
будили меня рано.
(В) Там я л…жился на мя…кую траву и начинал читать изредка в(с,
з)глядывая на серебр.. (н,нн)ую поверхн…сть реки.
(Г) А иногда заб…рался в ябл…невый сад в самую сер..дину густых
кустарников.
А1. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Полученный
текст запишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
А2.Определите стиль и тип речи.
1) Художественный стиль, описание;
2) художественный стиль, повествование;
3) публицистический стиль, рассуждение;
4) разговорный стиль, описание.
А3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в
одном из предложений?
1) я одевался, брал, шел купаться
2) будили меня;
3) ложился и читал;
4) забирался.
А4.В каком предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное
деепричастным оборотом?
1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.
А5. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.
1) Предложение А двусоставное.
2) Предложение Б осложненное обособленным определением.
3) Предложение Г односоставное, безличное.
4) В предложении Г – есть уточняющее обособленное обстоятельство
А6. У какого слова из текста неправильно определены грамматические
признаки?
1) живо - наречие
2) взглядывая - причастие
3) в середину - существительное с предлогом
4) меня - местоимение
А7. Укажите вариант(ы ) ответа(ов), в которых дано верное объяснение
написания выделенного слова.
1) КУПАТ…СЯ- Буква ь пишется в неопределённой форме глагола,
которая отвечает на во что делать? что сделать?
2) УТРЕ(Н,НН) ИЙ - в прилагательном, образованном при суффикса -Н- от существительных с основой на -Н, пишется НН
3) В(З,С)ГЛЯДЫВАЯ- на конце приставки перед буквой, обозначающей
звонкий согласный звук, пишется буква З.
4) ЗАБ…РАЛСЯ - написание безударной чередующейся гласной в корне
слова зависит от наличия суффикса –А-.
5) БРЕШ…- в существительных 3 склонения после шипящих пишется Ь.
А8. Какое слово из теста состоит из двух приставок, корня, одного суффикса
и окончания?
1) ра…пол…же(н,нн)ой
2) изредка
3) заб…рался
4) в…глядывая
А9. Выпишите из предложения Б словосочетание с подчинительной связью
ПРИМЫКАНИЕ.
А10. Замените словосочетание ЛУЧИ СОЛНЦА (предложение Б),
построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со
связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
А 11. Какие сочетания слов данного предложения не являются
словосочетаниями?
Там я л…жился на траву и начинал читать изредка в(с, з)глядывая на
серебря (н,нн)ую поверхн…сть реки.
1) л…жился на траву
2) я л…жился
3) л…жился там
4) л…жился и читал
5) прох…дивших через
А12. Назовите тип выделенного сказуемого.
Там я л…жился на траву и начинал читать изредка в(с, з)глядывая на
серебря (н,нн)ую поверхн…сть реки.
А13.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является эпитет.
1) А
2) Б
3) В
4) Г
А14. Замените синонимом слово БРЕШ… из предложения Б.
А15. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия
перед союзом И в предложении: Я живо од..вался брал полотенце книгу (1)
и шел купат…ся к реке ра…пол…же(н,нн)ой в (пол)версте от дома предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не
нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна предложение с однородными членами, перед союзом И нужна
запятая.
5) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Назывное предложение может быть распространено ТОЛЬКО определением, например: Весна. Кусты. (Нераспространённые назывные предложения) . Тёплая весна. Кусты сирени. (Распространённые назывные предложения. Первое распространено согласованным определением ТЁПЛАЯ, второе - несогласованным определением СИРЕНИ) .
Личными мы называем обычно определенно-личные и неопределенно-личные предложения (есть ещё и обобщенно-личные, но их не всегда изучают в школе) . Это односоставные предложения с главным членом СКАЗУЕМЫМ, которое выражено ГЛАГОЛОМ.
В определенно-личных сказуемое обязательно в форме 1-го или 2-лица, то есть действие совершается ОПРЕДЕЛЕННЫМ (И) ЛИЦОМ (ЛИЦАМИ) : говорящим (пишущим) , говорящими (пишущими) или их собеседником (собеседниками) , адресатом (адресатами) . Например, у Тютчева: Люблю грозу в начале мая.. .
В неопределенно-личных предложениях действие совершается НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ (И) ЛИЦОМ (ЛИЦАМИ) , действующее лицо в них не имеет никакого значения, важно само действие, поэтому и сказуемое выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени или множественного числа времени, например, у Ю. Друниной, по-моему: И на шинели той поношенной несут тебя в санбат. (Неважно, кто выполняет действие, важно, что несут) .
Назывное предложение может быть распространено ТОЛЬКО определением, например: Весна. Кусты. (Нераспространённые назывные предложения) . Тёплая весна. Кусты сирени. (Распространённые назывные предложения. Первое распространено согласованным определением ТЁПЛАЯ, второе - несогласованным определением СИРЕНИ) .
Личными мы называем обычно определенно-личные и неопределенно-личные предложения (есть ещё и обобщенно-личные, но их не всегда изучают в школе) . Это односоставные предложения с главным членом СКАЗУЕМЫМ, которое выражено ГЛАГОЛОМ.
В определенно-личных сказуемое обязательно в форме 1-го или 2-лица, то есть действие совершается ОПРЕДЕЛЕННЫМ (И) ЛИЦОМ (ЛИЦАМИ) : говорящим (пишущим) , говорящими (пишущими) или их собеседником (собеседниками) , адресатом (адресатами) . Например, у Тютчева: Люблю грозу в начале мая.. .
В неопределенно-личных предложениях действие совершается НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ (И) ЛИЦОМ (ЛИЦАМИ) , действующее лицо в них не имеет никакого значения, важно само действие, поэтому и сказуемое выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени или множественного числа времени, например, у Ю. Друниной, по-моему: И на шинели той поношенной несут тебя в санбат. (Неважно, кто выполняет действие, важно, что несут) .