«Разряды имён прилагательных по значению»
1 Вариант
1. Укажите постоянные морфологические признаки имени прилагательного:
А) разряд по значению;
Б) падеж;
В) род;
Г) синтаксическая роль в предложении.
2. Укажите верное утверждение:
Прилагательное, обозначающее признак предмета по принадлежности, отвечающее на во чей?,называется
А) качественным;
Б) относительным;
В) притяжательным.
3. Укажите прилагательные соответствующего разряда:
1) качественные прилагательные:
А) февральское небо;
Б) успешная поездка;
В) бархатный плед;
Г) узкий мост.
2) относительные прилагательные:
А) гипсовая скульптура;
Б) неяркий свет;
В) отрывной календарь;
Г) игровое притяжательные прилагательные:
А) мамина юбка;
Б) лисья нора;
В) сельская местность;
Г) бирюзовое платье.
4. В каком ряду все имена прилагательные качественные?
А) таинственный шёпот, жаркий день, верблюжий горб;
Б) золотистый оттенок, овечья шкура, папин кабинет;
В) молчаливый старик, тихий вечер, звонкий ручей;
Г) глинистый берег, вечерний закат, сестрина комната.
5. Определите разряд прилагательных:
А) звонкий голос – _качественное_; Г) виноградный сок – ___относительное ;
Б) лисий хвост -_притяжательное_ ;Д) весенний день – __относительное ;
В) высокий мальчик–качественное _Е) мамина шуба – ___притяжательное .
6. Определите качественные прилагательные
А) большое яблоко;
Б) деревянный стол;
В) тёплое молоко;
Г) дедушкин шарф.
7.Определите относительные прилагательные
А) детский сад;
Б) загорелый малыш;
В) утренний туман;
Г) Серёжина книга.
8. Определите притяжательные прилагательные
А) добрый человек;
Б) пятиэтажный дом;
В) мамино платье;
Г) волчьи следы.
9. Спишите, раскрывая скобки; у прилагательных определите разряды и выделите окончания:
(1) Всё лето бродят по лесным(относ.) дремучим(относ.) чащобам неуклюжие(качеств.) медведи. (2) То полакомятся спелой(качеств.) вкусной(качеств.) брусникой, то у диких(качеств) пчел отведают свежего(качеств.) пахучего(относ.) медку, то разорят высокую(качеств) муравьиную кучу, то заб.ерутся в овёс.
(3) Забрели под вечер медведи на моховое(качеств) болото. (4) Бродят по большому(качеств.) болоту, обнюхивают высокие(качеств.) кочки. (5) Ищут, где можно полакомиться. (6) Ни одной спелой(качечеств.) ягодки, ни одного пчелиного(притяж.) роя не пропустят лакомки-медведи.
Упражнение 1.
1) Наступает золотая осень, /приносящая дожди/. 2) Река, /огибавшая берег/, уходила в горы. 3) /Не закрытая тучей/ заря освещала окна. 4) Мы опускаем руки в воду, /струящуюся между пальцев/. 5) /Замёрзшие за ночь/ цветы оживали. 6) Листья, /кружащиеся в воздухе/, падают на землю.
Упражнение 2. Возможные формы причастий:
Накормить - накормивший, накормленный, насаждать - насаждающий, насаждавший, насаждаемый, раскаяться - раскаявшийся, раскаянный, обидеть - обидевший, обиженный, оберегать - оберегающий, оберегавший, оберегаемый, омывать - омывающий, омывавший, омываемый, объявить - объявивший, объявленный, объявляемый, отчаяться - отчаявшийся, отчаянный, зависеть - зависящий, зависевший, зависимый, увлекать - увлекающийся, увлекавшийся, увлекаемый.
Упражнение 3. Страдательные причастия времени: освещён, расчищенная, поражённые, окутаны, одетые, позолоченные, окружённая, выкрашенным.
Объяснение:
1. Верное утверждение:
б) союзные слова – самостоятельные части речи
2. Подчинительный союз:
в) поскольку
3. Союзное слово:
г) который
4. Слова, которые могут быть и союзами, и союзными словами:
а) что
в) когда
г) как
5. Предложения, части которых соединяются при союзного слова:
а) Я понятия не имею, СКОЛЬКО вёрст у нас ещё впереди.
в) Никто не понял, ОТКУДА внезапно появился Вася.
6. Предложения, в которых части соединяются при союзов:
а) Вероника не осталась в гостях ещё на пару дней, ХОТЯ её и настоятельно просили.
в) Мы не можем отступить, ПОТОМУ ЧТО за нашими спинами женщины и дети.
г) Он громко вскрикнул, СЛОВНО эта простая истина ударила его в грудь.
7. Предложения, части в которых соединяются при союзных слов:
а) Книжка, ЧТО лежала на столе, так и притягивала его внимание.
б) Мальчик так и не сказал, КТО дал ему волшебную палочку.
8. Предложения, в которых части соединяются при союзных слов:
а) Никто не знает, КОГДА придёт его кончина, и людям нужно радоваться этому.
в) Знать бы мне ещё, КАК выиграть эту шахматную партию!
г) ЧТО случилось с прежде жизнерадостным пареньком, никто так и не понял.
9. Предложения, в которых между частями, в зависимости от интонации, может стоять и союз, и союзное слово.
а) Я видел, ЧТО он ест после работы.
в) Родители наконец поняли, КАК они любят сына.
Объяснение: