Ребят Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Для меня речка была первой и едва ли не главной жизненной школой.(2)Плавать мы, жившие у реки ребятишки, учились так же естественно, как учатся в детстве ходить…(3)Так же само собой приходило умение владеть веслом, переплывать плес, держась за лошадиную гриву.(4) Однажды в солнечный день я опустил с лодки голову к самой воде и увидел шустрых жуков, каких-то козявок, скопище мелких живых красных и черных точек. (5) Полдня мы пролежим с приятелем на носу лодки, наблюдая свое открытие.(6)А сколько радостей и открытий давала в детстве рыбалка! (7)Рыболовами у реки становятся рано.(8)Помню: ловля сначала велась подолом рубахи, потом старым мешком, потом удочкой на крючок. (9)Лет в десять на чердаке я обнаружил свою плетенную из хвороста колыбельку, и мы с приятелем стали владельцами снасти под названием «топтуха».(10)На мелких местах двое мальчишек тихонько подводят к берегу снасть и начинают топать, шелюхать ногами в кустах и осоке.(11)Вынешь «топтуху», в ней- щуренок или налим, язь, окуньки, пучеглазые раки. (12) Окоченев от лазанья по воде, мы грели животы на песке и опять лезли «топтать». (13) Сама речка, таинственно текущая издалека и уходившая по осокам и лознякам неизвестно куда, будоражила любопытство.(14) Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода? (15)Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стоят на реке.(16)В десять лет я думал, что это река, делая бесконечные петли и повороты, считала нужным пройти как раз у села.(17)Лет в тринадцать понял: не вода к людям, а люди тянулись к воде. (18)Возле воды по лугам бродили коровы, к речке на ночь выгоняли пасти лошадей, в июне косари валили над Усманкой травы, к реке шли с ведрами за водой, к реке несли полоскать белье.(19)Купание летом, костры на берегах осенью, плавание в лодке по весеннему половодью…(20)Только теперь понимаешь, сколько радости дает человеку великое чудо-река, пусть даже маленькая.
(В.Песков)
1.Определите тип речи и стиль данного текста.
1)повествование, публицистический
2)описание, художественный
3)описание, разговорный
4)повествование, научный
2.Среди предложений 1,9,13 укажи то слово, правописание которого определяется правилом: две буквы Н пишутся в суффиксах полных причастий, если к ним относятся зависимые слова.
3.В предложениях 12-13 найдите и укажите слово с непроизносимым согласным в корне.
4.Словосочетание ЖИЗНЕННОЙ ШКОЛОЙ (предложение1), построенное на основе согласования, замените синонимичным со связью УПРАВЛЕНИЕ.
5.Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.
6.Определите и укажите количество грамматических основ в предложении 18.
7.В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте.
В десять лет я думал,(1)что это река,(2) делая бесконечные петли и повороты,(3) считала нужным пройти как раз у села.
8. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения.
Плавать мы,(1)жившие у реки ребятишки,(2)учились так же естественно,(3) как учатся в детстве ходить. Так же само собой приходило умение владеть веслом,(4) переплывать плес,(5) держась за лошадиную гриву.
9.Среди предложений 1-6 укажите предложение с причастным оборотом.
10. В каком предложении ставится тире?
1. Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
2. Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3. Наш край__богат и прекрасен.
4. Снег__словно шелк.
11. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении (знаки препинания не расставлены):
1. В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.
2. Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.
3. То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.
4. И роща и золотой фасад дома отражались в заливном озере.
12. Укажите номер предложения с составным именным сказуемым.
1. Сияют, переливаются его купола красным, голубым, оранжевым, синим, зеленым.
2. Мальчик не мог согласиться с другом.
3. Она была не тороплива, не холодна, не говорлива.
4. Я готов с вами согласиться.
1. Павел Алексеевич все больше хмурился так, что морщины собирались на голом лбу, чуть ли не до затылка. Придаточное следствия
2. Стояла светлая ночь, когда всё: Землю леса, воду, небо - обволакивает блеклый полусвет. Придаточное времени.
3. Едва мы закончили спуск над котловиной, длинной цепью растянулись люди с байдарочными вёслами в руках. Придаточное времени.
4. Как ни была занята своим Маргарита Николаевна, её всё же поразили странные враки неизвестного гражданина. Придаточные уступки.
5. Мы не знаем где находится могила Николая Степановича Гумилёва и вряд ли когда-нибудь узнаем. Придаточное места.
6. Луна светило так ярко, что каждый предмет во дворе: кирпич, коса, седло, уздечка - был виден в отчётливых подробностях. Придаточное степени.
7. Выбравшись из мрачных сырых, поутру лесных дебрей, где они проблуждали половину ночи, Гусаков облегчённо вздохнул. Придаточное места.
8. Толик разглядел как в дыму, укутавшим окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных. Придаточное образа действия .
9. Мы живём в странное время, когда принято восхищаться израильтянками, служащими в воюющей армии, и насмехаться над российскими парнями, по повестке являющимися в военкомат . Придаточное времени.
играл на дудочке -П.п.
подошёл к осине -Д.п.
материал для юбки -Р.п.
увидел мышь -В.п.
шёл рощей -Т.п.
по зелёной травке -Д.п.
запылали огнями -Т.п.
стоят вдоль дороги -Р.п.
спрятался в траве -П.п.
летит над морем -Т.п.
разговор с тишиной-Т.п.
рассказ об облаке -П.п.
гуляем в парке -П.п.
лежит около львицы -Р.п.
рассказы для жизни -Р.п.
живёт в Африке -П.п.
прилетел к сирени -Д.п.
гуляет по лесу-Д.п.
посмотрел на сосну -В.п.
улетают в небо -В.п.
накрылся плащом -Т.п.
лежит под одеялом -Т.п.
чешуя-И.п. рыбы -Р.п.
на свежем воздухе -П.п.
говорить с дедушкой -Т.п.
надела юбку -В.п.
одет в полушубок -В.п.
сидит на ладошке -П.п.
прячутся за скамейкой -Т.п.
увидел перрон -В.п.
сделал помарку -В.п.
едем вдоль речки -Р.п.
скачут по лугу -Д.п.
кружились над пашней -Т.п.
ведёт корабль -В.п.
недалеко от деревни -Р.п.
выпил из чашки -Р.п.
растёт на грядке -П.п.
спросила ученика -В.п.