РЕБЗИ, ) Упражнение 2. Выберите синонимические пары иноязычного и русского слова. Установите сходство и различие в значении, границах сочетаемости, стилистической окраске сфере распространения этих слов.
1. На тех участках фронта, откуда ушли уже многие части, саперы станут имитировать оживление. — Подражать крикам животных, этому сложному и тонкому искусству, учился у деда.
2. Наличие специальных химических терминов в труде по химии детерминируется тем, что каждая наука оперирует специфическими понятиями.
Упражнение 4. Укажите, в каких случаях уместно/неуместно употребление приведенных форм. За справкой обращайтесь к толковому словарю. Укажите, какие пары слов различаются значением. Выпишите эти значения.
В цехе (книжн.) — в цеху (разг.; проф.); в отпуске (книжн., офиц.) — в отпуску (разг.); в грунте (книжн.) — в грунту (прост.), из дому – из дома.
Задание № 4
Словосочетания с дополнениями (+ их частеречная выраженность):
(1) на Дубровском (сущ. с предл.) лежали
(2) приплыла к нему (мест.+ предл.), чего (мест.) надобно,
тебе (мест.) надобно
(3) сказал про старое (прил. с предл.),
сказал про бывалое (прил. с предл.)
(4) предоставили приехавшим (прич.), предоставили комнаты (сущ.)
(5) одного (числ.) не ждут
(6) всех троих (мест.+числ.) выбрали
(7) охватило два сарайчика (числ.+сущ.)
(8) попроси его (мест.), попроси закрыть (н.ф. гл.), закрыть дверь (сущ.)
Задание № 5
Словосочетания с определениями (+ их частеречная выраженность):
(1) грядущие (прич.) годы, твой (мест.) жребий, на светлом (прил.) челе
(2) третий(числ.) день
(4) низкими (прил.) поклонами, к барской (прил.) ручке
(5) могучий (прил.) Олег, старые (прил.) гости
(6) минувшие(прич.) дни
(7) твой (мест.) жребий, на светлом (прил.) челе.
Задание № 6
Словосоч-я с обстоятельствами (+ их частеречная выраженность):
(1) бежали дружно (нар.)
(2) раздавались везде (местоименное наречие)
(3) довольно (нар.) приятное
(4) движутся колыхаясь (деепр.), движутся сверкая (деепр.)
(5) стеной (нар.) стоит
(6) потух в селе (сущ. с предл.)
Пр..и.ближались к ж.и.вому языку и Ломоносов, и Державин, и Жуковский, и Батюшков. Но в том то всё и дело, что приближались. Державин также, как Ломоносов, был слишком торжественно высок в стиле и слоге; Жуковский - слишком сладкозвучен, тонок слишком. Один только Пушкин сделал резкий шаг вперёд - навстречу разговорному русскому языку-океану, и, входя в этот океан, он тем самым давал возможность и ему, языку-океану, безпредельно войти в своё творчество и дать новому жизнь: новому литературному языку, новой литературе, новой книге. И это никакое не преувеличение с моей стороны. Пушкин - единственный в мире великий поэт, в начале творчества которого лежит сказка... Пушкин не только как бы устанавливает равноправие жанров - сказки и поэмы. Он считает возможным переток между ними: сказки - в поэму, поэмы - в сказку. Таким образом, Пушкин, можно сказать, впервые возвёл в законное право соавторства в литературе наш великий разговорный русский язык. (По Е. Исаеву)
План
1.Великие русские писатели.
2.Их вклад в литературу.
3.Достижения Пушкина.