РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ Письменно выполните следующее задание:
Ознакомьтесь с высказываниями о роли культуры речи в профессиональной деятельности учителя. Выделите основную мысль в каждом высказывании. Обобщите результаты своей работы в кратком убеждающем письменном рассуждении на тему: «Каждый учитель должен быть преподавателем словесности».
Обучение речи — это обучение нравственности... Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Главное, что определяет эффективность слова учителя, — его честность, искреннее стремление к правде и добру.
(В. Сухомлинский)
Каждый учитель должен быть преподавателем словесности. Ведь слово — первый шаг на пути к ученику. Но когда слово обесчеловечено, его пустоту часто стремятся компенсировать криком. Сколько в школах воспитателей, которые владеют лишь одной нотой эмоциональной гаммы — возмущением! Мало того, что их воспитательное воздействие равно нулю, ничто так не огрубляет юное человеческое сердце, не ожесточает его, как оскорбление.
(О. Марченко)
В школе могут работать лишь те, кто умеет сказать человеческим языком, остальных надо гнать... ибо косноязычие — дефект мыслительного аппарата, тут не в запасе слов дело...
(З. Журавлева)
Любой учитель и вообще педагог в соответствии с европейской педагогической традицией должен получить... профессионально ориентированную лингвистическую подготовку... Речевая подготовка учителя — связующего звена в цепи поколений, «магистра» культурных традиций и ценностей — призвана не только обеспечить владение речью как средством передачи знаний, но и представить этот высший речевой образец, который формировался в отечественной культуре столетиями и отражает парадигму этой культуры.
(А. Михальская)
Каждый учитель независимо от того, какой предмет он преподает, должен быть словесником. Слово — наш важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь.
(В. Сухомлинский)
Сопоставим нормы математики и законы физики, принципы биологии — что произойдет, если их не соблюдать?! А языковая норма — элемент национальной культуры проверку в созданиях художественного слова и в языке поколений; ее разрушение — это разрушение культурного кода нации, ее традиций, приводящее к невозможности взаимопонимания между людьми и взаимоуважения.
(А. Мурашов)
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
коротким, но ёмким по содержанию
логически связан с предыдущим изложением
не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
1.Вытирать(и перед суффиксом а), вытереть (нет суффикса а), запереть(нет суффикса а), запирать(и перед суффиксом а), расстелить(нет суффикса а), расстилать(и перед суффиксом а), отмирание(и перед суффиксом а), отмереть(нет суффикса а), избирать(и перед суффиксом а), изберут(нет суффикса а), неразбериха(нет суффикса а).
2. Растение (а перед ст), заросли (о перед с), наращение (а перед щ), поросль,(о перед с) подрастающий(а перед ст), повзрослеть(о перед с), многоотраслевой(исключение), выращенный(а перед щ), ростовщик(исключение).