РЭШ
РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 КЛАСС
Урок 80.
1.Соедините попарно фразы так, чтобы получилось верное высказывание.
Глаголы несовершенного вида отвечают на во Глаголы совершенного вида отвечают на во что сделать?», «что сделал?», «что сделает?».
«что делать?», «что делал?», «что будет делать?».
2.Рассортируйте примеры.
Глаголы несовершенного вида
Глаголы совершенного вида
тянется напрягся нарастала грохотало казалось прислушался спешит налетел побежало звенело почувствует обратился приближался рванул уловило дышало
3.Какого вида глаголы: слышать, видеть, гнать, дышать, ненавидеть, терпеть, смотреть, держать, вертеть, зависеть?
4.Выделите цветом глаголы совершенного вида.
Услышишь, увидел, бреет, выгнать, надышаться, возненавидишь, вытерпишь, стелить, смотрел, держал, вертели.
5.Несовершенный вид Совершенный вид
что делаю? что сделаю?
накошу
сею
полью
кошу
посею
поливаю
6.Вставьте в пропуски правильные слова.
Что я делаю вечером
Вечером я соберу все тетради и учебники в портфель. Теперь можно расположиться у телевизора и насладиться игрой актёров. Начинается фильм. Загорелый юноша сквозь заросли растений. Он быстро и ловко, как обезьяна, на дерево и там. Это Маугли – сын джунглей…
Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не досуха, ложусь в постель, которую мне мама.
блистящей пробирается вытиревшись замирает расстилила расстелила забирается проберается замерает вытеревшись заберается блестящей
7.Выберите один правильный вариант ответа. В корнях с чередованием е – и пишется буква и:
если после корня стоит суффикс -а-
если она находится в безударном положении
если она находится под ударением
8.Зачеркните слова с орфографической ошибкой.
Выбирать, удирать, натирать, зажегать, замирать, вычетать, расстилать, блистать, выберу, выдерет, утиреть, выжиг, замер, вычесть, застилить, блистать.
9.Впишите буквы в слова.
Соб рать цветы,
бл стать на карнавале,
выт реть стол,
заж гательный танец,
подб ру материал,
оп реться на плечо,
зам рать от восторга,
бл стеть на солнце,
выб рут делегатов,
выб рают учеников,
зап реть ворота,
зап рать на ключ,
выт рать ноги,
выч тать из зарплаты,
расст лать скатерть.
10.На что указывает категория вида глагола в русском языке?
11.Подберите слово, составьте видовые пары.
Бегать – .
Зеленеть – .
позеленеть бегал зеленеет бегает зеленел убежать
12.У глаголов какого вида есть только два времени?
У глаголов совершенного вида.
У глаголов несовершенного вида.
13.Рассортируйте примеры.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением
Безударная чередующаяся гласная в корне
собираться скрепить усмирять избиратели плескать привлекать расстелить забирать блистать ощипать продвигаться блестящий выдираю замирать сочетать приберёт
14.Впишите буквы в слова.
Расст лается долина,
возрождение ум рающей отрасли,
бл стящее творение,
прим ряет платье,
зам реть от восхищения,
соб рать ягоды,
проч тать заклинание,
заж гает огонь,
выб рает с пониманием,
выт рает насухо,
ам рзает от холода,
заст лает кровать,
соч тание звуков,
зад рает нос,
зап рли комнату.
Моей любимой книгой с некоторых пор стала повесть Валентина Распутина «Уроки французского». Впервые я открыл ее летом, когда читал произведения, заданные для чтения на лето. Потом перечитал повесть еще раз, когда готовился к урокам. Меня поразила судьба главного героя и его учительницы французского Лидии Михайловны. Насколько добрым может быть человек. Лидия Михайловна оказалась очень чутким и отзывчивым человеком. Страдания ученика, его трудная, полная лишений жизнь не оставили ее равнодушной, и она постаралась сделать все возможное, чтобы хоть как-то ему. Когда у Лидии Михайловны не получилось кормить мальчика во время занятий у нее на квартире, она придумала хитрость с посылкой. Но и главный герой повести оказался очень умным и сообразительным. Он сразу же догадался, что посылку не могла прислать его мама. Ведь у них никогда не продавали макароны.
Не зная, как еще можно стеснительному и гордому мальчику, Лидия Михайловна идет на проступок, который вызывает возмущение у директора школы. Игра на деньги да еще со своим учеником – это, наверное, не просто проступок, это преступление. Но Лидию Михайловну это не останавливает. Для нее важнее жизнь ребенка, которому некому было Ее уроки доброты запомнились главному герою на всю жизнь. И я тоже запомнил эти уроки. Человек всегда должен стремиться окружающим его людям. Иначе мир вокруг нас станет злым и жестоким.
По вечерам во всем городе ни в одном окне не светилось огня, но зато ярко горел огненные вывески кафешантанов и окна кабачков, и победители проверяли свою власть, еще не насытясь вдоволь безнаказанностью. А.Куприн Гамбринус.
При первых же звуках этого залихватского морского танца англичане вскакивали и расчищали место, отодвигая к стенам бочонки, посторонних просили об этом жестами, с веселыми улыбками, но если кто не торопился, с тем не церемонились, а прямо вышибали из-под него сидение хорошим ударом ноги. Там же.