Решить тест по юридической риторике!
1. речевое событие (обмен идеями при слов) включает:
а) речевое поведение;
б) речевую фигуру;
в) речевую конструкцию;
г) речевой оборот.
2. смысловое поле темы устного выступления определяется:
а) общей целью выступления;
б) конкретной целью выступления;
в) содержанием темы;
г) речевой ситуацией;
д) эрудицией оратора;
е) запросами аудитории.
3. ранжирование элементов речевого материала – это:
а) определение их подлинного смысла;
б) определение порядка их изложения в выступлении;
в) оценка их важности с учетом конкретной цели выступления;
г) оценка их эмоционального воздействия на слушателей;
д) оценка их достоверности.
4. эскиз речи – это:
а) перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи;
б) предварительный план выступления;
в) структурно-смысловой каркас темы;
г) набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и во взаимную связь.
5. завершающий этап построения, на котором ритор создает текст
высказывания:
а) заключение;
б) рекапитуляция;
в) элокуция.
6. какая форма концовки выступления соответствует дедуктивному методу доказательства?
а) призыв к аудитории;
б) повторение основных тезисов выступления;
в) вывод на основе логики умозаключений;
г) приглашение аудитории к дискуссии.
7. что из перечисленного не является формой произнесения речи?
а) чтение текста;
б) воспроизводства текста по памяти;
в) импровизация;
г) внутренний монолог.
8. чем важнее содержание, тем речь более:
а) сдержанна; б) напряженна; в) эмоциональна; г) тороплива.
9. изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющих позиции участников общения – это:
а) описание;
б) рассуждение;
в) повествование.
10. расположение членов предложения в особом порядке, изменяющем прямой порядок слов, с целью усилить их выразительность – это:
а) инверсия;
б) антитеза;
в) эпифора;
г) параллелизм.
11. топ «причина и следствие» имеет особое значение в речи:
а) эмоционально-художественной;
б) научной;
в) агитационной;
г) юридической;
д) публицистической.
12. сравнение – это:
а) троп, с которого одно выражение заменяется другим;
б) намеренное преувеличение свойств объекта речи;
в) преувеличение каких-либо свойств или качеств описываемого предмета;
г) сопоставление двух явлений для пояснения одного при другого.
13. тропы количества подразделяются на две противоположные разновидности:
а) метафора и ирония;
б) метафора и гипербола;
в) гипербола и метонимия;
г) гипербола и мейозис.
14. внутренние топы подразделяются на три группы:
а) определения, соположения, обстоятельства;
б) определения, сопоставления, обстоятельства;
в) определения, сравнения, сопоставления.
15. к функциям риторических фигур относятся:
а) создание образов;
б) усиление образов, созданных иными речевыми средствами;
в) ценностное ранжирование идей;
г) логическая стыковка смысловых квантов и блоков.
16. элокуция – это создание высказывания на уровне:
а) замысла;
б) композиции;
в) текста.
- речевое поведение - это манера, стиль и интонация речи;
- речевую фигуру - это способ оформления речи, используя определенные лингвистические приемы;
- речевую конструкцию - это особая грамматическая форма выражения мысли;
- речевой оборот - это зафиксированное речевое выражение с определенным смыслом.
2. смысловое поле темы устного выступления определяется:
- общей целью выступления - это то, чего говорящий хочет достичь своим выступлением;
- конкретной целью выступления - это то, что говорящий хочет сказать или объяснить своей аудитории;
- содержанием темы - это основная информация, которую говорящий хочет передать своим слушателям;
- речевой ситуацией - это время, место, аудитория и цель выступления;
- эрудицией оратора - это наличие широких знаний и опыта в области выступления;
- запросами аудитории - это потребности и ожидания слушателей, которые могут влиять на выбор темы и ее развитие.
3. ранжирование элементов речевого материала – это:
- определение их подлинного смысла - это исследование значения и последовательности идей в речи;
- определение порядка их изложения в выступлении - это организация и структурирование информации в порядке, наиболее логичном для аудитории;
- оценка их важности с учетом конкретной цели выступления - это определение наиболее значимых и релевантных идей, которые нужно передать слушателям;
- оценка их эмоционального воздействия на слушателей - это учет того, какие эмоции и реакции могут вызвать определенные идеи у аудитории;
- оценка их достоверности - это проверка фактической точности и корректности представленной информации.
4. эскиз речи – это:
- перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи;
- предварительный план выступления - это планирование, какие аргументы и информация будут использоваться в выступлении;
- структурно-смысловой каркас темы - это основная структура и идеи, которые будут развиты в выступлении;
- набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и во взаимную связь - это разделение информации на несколько блоков и их организация в логическую последовательность.
5. завершающий этап построения, на котором ритор создает текст высказывания:
- заключение - это окончание выступления, в котором подводятся итоги и делаются заключительные заявления;
- рекапитуляция - это повторение основных тезисов и идей выступления для подчеркивания их важности;
- элокуция - это искусство выразительного произношения речи.
6. какая форма концовки выступления соответствует дедуктивному методу доказательства?
- вывод на основе логики умозаключений - это форма концовки, в которой на основе представленных фактов и аргументов делается заключение;
- призыв к аудитории - это форма концовки, в которой говорящий побуждает слушателей к определенным действиям;
- повторение основных тезисов выступления - это форма концовки, в которой основные идеи и аргументы выступления повторяются для закрепления в памяти слушателей;
- приглашение аудитории к дискуссии - это форма концовки, в которой слушателям предлагается обсудить тему выступления.
7. что из перечисленного не является формой произнесения речи?
- чтение текста - это форма, в которой говорящий читает предварительно подготовленный текст;
- воспроизводство текста по памяти - это форма, в которой говорящий воспроизводит выступление, запомнив его заранее;
- импровизация - это форма, в которой говорящий выступает без предварительной подготовки или скрипта;
- внутренний монолог - это не форма произнесения речи, а внутренние размышления или мысли говорящего.
8. чем важнее содержание, тем речь более:
- сдержанна - если уровень содержания низкий, то речь будет достаточно сдержанной;
- напряженна - если содержание актуально и вызывает эмоции, то речь может быть напряженной;
- эмоциональна - если содержание содержит сильные эмоциональные моменты, то речь будет более эмоциональной;
- тороплива - если содержание требует скорой передачи информации или неотложных действий, то речь может быть более торопливой.
9. изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющих позиции участников общения – это:
- описание - это форма изображения предмета речи путем детального описания его особенностей и характеристик;
- рассуждение - это форма изображения предмета речи путем анализа и размышления о его свойствах и их взаимосвязи;
- повествование - это форма изображения предмета речи путем рассказа о его истории или происхождении.
10. расположение членов предложения в особом порядке, изменяющем прямой порядок слов, с целью усилить их выразительность – это:
- инверсия - это изменение порядка слов в предложении для акцента на определенные элементы;
- антитеза - это использование противоположных по смыслу выражений для усиления контраста и выразительности;
- эпифора - это повторение одного или нескольких слов в конце предложения или фразы для акцента и эмоционального эффекта;
- параллелизм - это использование однородных или подобных структур для создания ритмического и эффектного повторения.
11. топ «причина и следствие» имеет особое значение в речи:
- эмоционально-художественной - в качестве риторического приема для создания особого эффекта и выразительности;
- научной - для объяснения и анализа причин и результатов в конкретной области знаний и исследований;
- агитационной - для обоснования позиции или аргументации в польз