решить задание ЕГЭ
1. Предложение 46 противопоставлено предложению 45.
2. Предложение 56 противопоставлено предложению 55.
3. В предложении 17 представлено рассуждение.
4. Предложение 33 содержит повествование.
5. В предложении 47 представлено рассуждение.
( 15 ) Утром вскакиваю часа в четыре. ( 16 ) Ещё сумерки, прохладные, знобкие, но с чистым небом, обещающим красный день. ( 17 ) Бегу, согреваясь, к бане, отмыкаю её и заглядываю в чан — в тот, который на топке. ( 18 ) Дна не видать, это преисподняя, туда провалится с потрохами всё что угодно. ( 19 ) Но делать нечего, я берусь за вёдра и скатываюсь к речке. ( 20 ) Она шумит, прыгает по камням, над Ангарой рядом стоит парок. ( 21 ) Плещу себе из речки в лицо, на мгновение замираю. ( 22 ) Всё, теперь вперёд.
( 31 ) И я успеваю. ( 32 ) Но, возвращаясь домой, я знаю, что такое усталость. ( 33 ) Меня качает. ( 34 ) В избе у нас ещё тихо, я осторожно приоткрываю дверь в сенцы, отметив, что мать не выходила, сбрасываю мокрую одежду в угол и залезаю под одеяло. ( 35 ) Всё равно матери разогревать топку, всё равно ей идти. ( 36 ) Вот удивится-то! ( 37 ) Так и подогнутся под нею ноги! ( 38 ) Я моментально засыпаю от плача. ( 40 ) Дверь из избы в сенцы приоткрыта, и я слышу, как топчутся вокруг матери сестрёнка с братишкой, как она сквозь слёзы что-то отвечает им. ( 41 ) И плачет, и плачет. ( 42 ) И чувствую, как у самого у меня слёзы, как сладким страданием забивает горло. ( 43 ) Так хорошо!..
...( 44 ) Мы жили в непролазной нужде, видели, каково приходится нашим матерям накормить-обшить нас, и взять на себя доступную нам, ребятишкам, долю их трудов было для нас так же естественно, как съесть кусок хлеба. ( 45 ) Подталкивать к нас не приходилось. ( 46 ) У матери радостей было в те суровые годы ещё меньше, чем у нас, всякая радость от нас и шла, и мы своим услужением старались её доставить. ( 47 ) Мы рано становились взрослыми, и, с точки зрения иных теоретиков воспитания, детства у нас не было.
( 48 ) В самом деле: где ему быть? ( 49 ) С семи годочков верхом на лошади возишь копны в сенокосную страду, с десяти кормишь ушицей всю семью, с двенадцати боронишь колхозные поля, с четырнадцати пашешь, как взрослый мужик... ( 50 ) Не бывали мы в пионерских лагерях, не слыхали об «Артеке», костры жгли в лесу да у Ангары больше за делом; за ягодой, за грибами шли с вёдрами, чтобы принести домой, на острова плавали, чтобы нарвать дикий лук и чеснок... ( 51 ) С малых лет в работе, в пособи, как говорилось о ребятишках, но почему же тогда с такой радостью, с такой полнотой и теплотой, с таким чувством необъятности выпавшего нам счастья вспоминаются те годы? ( 52 ) Детство есть детство, это верно. ( 53 ) Оно, открывая мир, удивляется и радуется любой малости. ( 54 ) Но и при этом никогда не соглашусь я, что мы были чем-то обделены (кроме, быть может, книг, которые узнавали позже), напротив, считаю, что повезло нам с выпавшими на детство трудными годами, ибо тогда не было времени на воспитание, а шли мы вместе со взрослыми ото дня к дню и шли, естественно, научаясь любви, состраданию, трудам и правилам, которые вкладываются в нравственность... ( 55 ) А уж как мы верили, что наступит лучшая жизнь! ( 56 ) И она наступила.
(По В. Распутину*)
Больше всего на свете я люблю путешествовать, хотя удается мне это не очень часто. Я по-доброму завидую тем людям, которые по роду своей деятельности могут побывать в разных странах,городах и познакомиться с ними не по книгам и телепередачам, а лично. Я очень люблю путешествовать на поезде. Мне очень нравится наблюдать за тем, как сменяются за окном пейзажи, и я часами могу глядеть в окно, ни на минуту не отрываясь от своих наблюдений.Я заметил, что тем, кто живет в деревне, очень нравится ездить в город, бродить по городским улицам, рассматривать витрины магазинов и обедать в шикарных ресторанах или простеньких кафе. А вот городские жители, наоборот, с удовольствием выбираются на природу и проводят там если не весь отпуск, то уж выходные – точно. И тех и других можно понять, потому что они, как и я, стремятся к чему-то неизведанному и новому, желают поближе познакомиться с другими условиями и другим укладом жизни. Как здорово, когда можно путешествовать! Можно брать с собой фотоаппарат и видеокамеру, на которые с удовольствием снимать выдающиеся памятники архитектуры, замки и старые церкви, виды гор и равнин, долин и озер, лесов и водопадов, деревьев и цветов, птиц и животных. А несколько лет спустя можно поудобнее устроиться в уютном домашнем кресле, и, любуясь фотографиями, вспомнить о приятных днях, проведенных в путешествии. Я уверен, что лучший изучать географию – это путешествие, а лучший узнать и понять других людей – это познакомиться с ними лично. Хорошо жить, когда можно путешествовать!
Численность людей, которые считают русский родным языком, превышает 200 миллионов человек, 130 миллионов из которых живут на территории России. В 300-350 миллионов оценивается число людей, владеющих русским языком в совершенстве и использующих его в качестве первого или второго языка в повседневном общении.
Всего же русским языком в мире в той или иной степени владеют более полумиллиарда человек, и по этому показателю русский занимает третье место в мире после китайского и английского.
Спорным на сегодняшний день остается также вопрос, падает в последние десятилетия влияние русского языка в мире или нет.
С одной стороны, языковая ситуация на постсоветском пространстве, где до распада СССР русский язык служил общепризнанным языком межнационального общения, весьма противоречива, и здесь можно выявить самые различные тенденции. А с другой стороны, русскоязычная диаспора в дальнем зарубежье за последние двадцать лет выросла многократно.
Конечно, еще Высоцкий в семидесятые годы писал песни про «распространенье наших по планете», но в девяностые и двухтысячные это распространенье стало гораздо более заметным.
Но начинать рассмотрение ситуации с русским языком по состоянию на конец нулевых годов следует, конечно, с постсоветских государств.
На постсоветском пространстве помимо России есть как минимум три страны, где судьба русского языка не вызывает никакого беспокойства. Это Белоруссия, Казахстан и Киргизия.
В Белоруссии большинство населения говорит в быту и вообще в повседневном общении по-русски, и в городах у молодежи и многих людей среднего возраста в русской речи практически отсутствует даже характерный в белорусский акцент.
При этом Белоруссия - единственное постсоветское государство, где государственный статус русского языка подтвержден на референдуме подавляющим большинством голосов.
Очевидно, что услуги переводчиков с русского на белорусский не будут востребованы еще долго, а возможно, и никогда - ведь практически вся официальная и деловая переписка в Белоруссии ведется на русском языке.
Языковая ситуация в Казахстане более сложна. В девяностые годы доля русских в населении Казахстана заметно сократилась, и казахи впервые с тридцатых годов века стали национальным большинством. По Конституции единственным государственным языком в Казахстане является казахский. Однако с середины девяностых существует закон, приравнивающий русский язык во всех официальных сферах к государственному. И на практике в большинстве государственных учреждений городского и регионального уровня, а также в столичных правительственных учреждениях русский язык используется чаще, чем казахский.