Решите Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература ХIХ века – явление
исключительное. (2)Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно
выделяющемуся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её
славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на
самостоятельные «вселенные». (3)Одно только имя Льва Толстого или Фёдора Достоевского
сразу же вызывает представление об огромных художественных мирах, множестве идей и
образов, которые по-своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей.
(4)Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя,
прекрасно выразил Томас Манн, говоря о её «необыкновенном внутреннем единстве и
целостности», «тесной сплочённости её рядов, непрерывности её традиций». (5)Каждая из
великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и
страницы народной истории.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 двусоставное.
2) В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно было бы сказать.
3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
4) Предложение 4 содержит цитирование.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
14. (1)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой
линии. (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате, точно
так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (3)На
основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения
света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (4)Собственно,
само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (5)Теперь, желая
проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
2) Первая часть предложения 2 осложнена обособленным обстоятельством,
выраженным деепричастным оборотом.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
15. (1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи
влажного мусора? (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный воздух и
открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового
инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом.
(4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается
над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает
инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 простое двусоставное.
2) В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.
3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.
5) Во второй части предложения 5 грамматическая основа – которое препятствует и
отражает.
16. (1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море,
знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук
движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся
звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым
запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то
что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света
различны.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 простое глагольное сказуемое.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением
придаточных.
3) В третьей части предложении 3 грамматическая основа – передаётся звук от удара.
4) Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением.
5) Предложение 5 бессоюзное сложное.
Однажды безветренным осенним днем ученик художественной школы, юный и румяный путешественник, ехал смотреть парад отечественной авиационной техники. Он в бешеном темпе крутил педали велосипеда. Быстро промелькнули багряный лес, ветряная мельница, песчаные и каменные отмели речки с деревянными баньками и предбанниками, водяными мельницами.Преодолев длинный путь, юный путешественник устроил себе обеденный перерыв. На пустынном берегу недалеко от торфяника, рядом с густым рябинником, сел на соломенный матрац и достал из берестяной котомки ржаной хлеб. Оладьи из блинной муки и свиной окорок. Вынул стеклянный стаканчик, глиняный кувшин с тыквенным соком, оловянную миску, серебряную ложку и костяную вилку. Из кожаного чехла взял карманный ножичек, нарезал веток и на костре сварил овсяную кашу.Пообедав, прилег и уснул. Снится ему туманный, весенний день, искусственные цветы и картинные галереи. Фонтаны с ледяной водой и сады с лимонными деревьями, ухоженные невидимыми тружениками. Ходит он, словно именинник, и всему радуется. Но восторженное настроение постепенно сменяется беспричинным страхом. Чувствуя себя пленником и мучеником, он попробовал открыть окно в гостиной. Ураганный ветер ворвался в комнату, сдул с письменного стола письма поклонников. Тут юный путешественник проснулся, понял, что всё это- обыкновенный сон, а беспричинный страх имел свои основания. Ещё бешенее закрутил он педалями велосипеда и ,молодец, успел вовремя!
*лес в зимнюю пару*
Лес укрылся белоснежным одеялом. На макушке
сосны Снежная шапка. Блестит на солнце кора
берёзы,сверкает снег. Но под сугробом теплится жизнь.На расчищенном месте можно увидеть зеленые
кустики брусника, веточки черники.На лесной поляне вьется след лисички .Следы зайца заканчиваются у ели.
Хорош лес в зимнем уборе!
лес 2скл, им.п
одеялом 2скл, т.п
на макушке 1скл, д.п
сосны 1скл, р.п
шапка 1скл, им.п
на солнце 2скл, им.п или в.п
кора 1скл, им.п
берёзы 1скл, р.п
снег 2скл, им.п
под сугробом 2скл, т.п
жизнь 3скл, им.п
месте 2скл, п.п
кустики 2скл, в.п
брусника(может брусники?) 1скл, р.п
веточки 1скл, р.п
черники 1скл, р.п
поляне 1скл, д.п
след 2скл, им.п
лисички 1скл, р.п
следы 2скл, в.п
зайца 2скл, р.п
у ели 3скл, р.п