Решите Самостоятельная работа по теме «Местоимение».
1. Укажите предложение с личным местоимением: 1) Царев чувствовал, что запаздывает, и это тоже раздражало его. 2) Сотни раз бывал здесь Царев, когда их батальон занимал этот участок обороны. 3) Бесцветный диск февральского солнца нестерпимо блестел в окне, яркие его лучи слепили глаза. 4) Борька не отвечал, хотя его присутствие чувствовалось совсем близко.
2. Укажите предложение с указательным местоимением: 1) Видно было, что никакие грустные мысли, никакие сомнения не омрачали Семена. 2) В сене что-то шуршало. 3) Мне было грустно и странно смотреть на этого мальчика. 4) Все было мертво, безжизненно, мрачно.
3. Укажите предложение, в котором есть относительное местоимение: 1) Я по мальчика прочесть мне еще какие-нибудь стихи. 2) Художник сидел на лавке и что-то сосредоточенно строгал. 3) Володин сразу узнал колонну, которая так стремительно промчалась по развилке. 4) На даче Агаповых все спали тревожным, прислушивающимся сном.
4. Укажите предложение, в котором есть отрицательное местоимение: 1) Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. 2) В саду, как невинные невесты, цвели белым своим цветом абрикосы. 3) Все тонуло в ярких, но удивительно нежных и чистых красках северного утра. 4) Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду.
5. Укажите предложение, в котором есть определительное местоимение: 1) Тропинка, по которой шли мальчики, вилась полями. 2) Миша разделся, бросился в ледяную воду и саженками поплыл на другую сторону. 3) Натыкаясь на какие-то предметы, Миша шел вслед за женщиной. 4) Товарищ Свиридов написал мне о ваших делах.
6. В предложениях найти местоимения, подчеркнуть их как члены предложения, над каждым местоимением написать разряд. А. Она в первый раз оказалась в этой ситуации, поэтому не спала всю ночь. Б. Алексей Александрович проговорил что-то сам с собой и ничего не отвечал. В. Кто даст ответ на наш во Определите часть речи, укажите разряд местоимений: такой большой; твой карандаш; наше дело; никто не придёт; ты да я. 8.Найди предложение, в котором слово ТО не является местоимением. а) То там, то здесь появляются шапки грибов. б) То событие осталось в нашей памяти навсегда. в) То, что мы увидели, было незабываемо.
9. Распределите местоимения по разрядам С каждым часом ночь холодеет. Все утро я гуляла в парке. Что можно увидеть в этом крае? Мой самый лучший друг приехал на праздник Наурыз. Каждые выходные мы интересно проводим время с друзьями. Сколько интересного материала мы нашли в энциклопедии. Это мероприятие запомнилось нам надолго.
10. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки Н. . . кому (не)скажу, н. . . чего (не) слышу, н. . . (у)кого (не)возьму, н. . . что (не)помешает, н. . . чего делать, н. . . чего (не)делаю, н. . . (на)чем (не)езжу, н. . . кого (не)знаю, н. . . (под) каким предлогом, н. . . кто (не) видел.
ЯРМАРКА¹
слоги: яр|мар|ка - 3 слога, 1-й ударный
перенос: яр-мар-ка
транскрипция: [й'армарка]
Я [й'] - согл., зв.непарн., мягк.непарн., сонорн.
[а] - гласн., ударн.
Р [р] - согл., зв.непарн., тв.парн., сонорн.
М [м] - согл., зв.непарн., тв.парн., сонорн.
А [а] - гласн., безударн.
Р [р] - согл., зв.непарн., тв.парн., сонорн.
К [к] - согл., глух.парн., тв.парн.
А [а] - гласн., безударн.
7 букв, 8 звуков
Буква "я" из 1-го слога обозначает звуки [й'а]
ЛЮЛЬКА¹
слоги: люль|ка - 2 слога, 1-й ударный
перенос: люль-ка
транскрипция: [л'ул'ка]
Л [л'] - согл., зв.непарн., мягк.парн., сонорн.
Ю [у] - гласн., ударн.
Л [л'] - согл., зв.непарн., мягк.парн., сонорн.
Ь [-]
К [к] - согл., глух.парн., тв.парн.
А [а] - гласн., безударн
6 букв, 5 звуков
Буква "ю" обозначает звук [у]
Буква "ь" не обозначает звука [-]
ЦИРК¹
слоги: цирк - 1 слог
перенос: цирк
трнскрипция: [цырк]
Ц [ц] - согл., глух.непарн., тв.непарн., шипящ.
И [ы] - гласн., ударн.
Р [р] - согл., зв.непарн., тв.парн., сонорн.
К [к] - согл., глух.парн., тв.парн.
4 буквы, 4 звука
Буква "и" обозначает звук [ы]
КАЛАЧ¹
слоги: ка|лач - 2 слога, 2-й ударный
перенос: ка-лач
транскрипция: [калач']
К [к] - согл., глух.парн., тв.парн.
А [а] - гласн., безударн.
Л [л] - согл., зв.непарн., тв.парн., сонорн.
А [а] - гласн., ударн.
Ч [ч'] - согл., глух.непарн., мягк.непарн., шипящ.
5 букв, 5 звуков
ЛИНИЯ¹
слоги: ли|ни|я - 3 слога, 1-й ударный
перенос: ли-ния
транскрипция: [л'ин'ий'а]
Л [л'] - согл., зв.непарн., мягк.парн., сонорн.
И [и] - гласн., ударн.
Н [н'] - согл., зв.непарн., мягк.парн., сонорн.
И [и] - гласн., безударн.
Я [й'] - согл., зв.непарн., мягк.непарн., сонорн.
[а] - гласн., безударн.
5 букв, 6 звуков
Буква "я" в 3-ем слоге обозначает звуки [й'а]
Объяснение:
Грамматические основы (выделены) и
схемы предложений
1. Здесь краски неярки(═) и звуки нерезки(═).
[— ═] и [— ═].
**ССП, общий второст. член
2. Все меньше(═) звуков в ночи, и все тише(═) они.
[ ═ ], и [═ —].
**ССП
3. И поля молчат(═), и село уснуло(═), и все кругом заглохло(═).
И [— ═], и [— ═], и [— ═].
**ССП
4. Издали слышался(═) шум ручья и чувствовалось(═) его неугомонное дыхание.
[═ —] и [═ —].
**ССП, общий второст. член
5. Луна светила(═) очень сильно, однако ее свет с трудом пробивал(═) туман.
[— ═], однако [— ═].
**ССП
6. Перед тобой смолкают(═) водопады и отступает(═) ледяная мгла.
[═ —] и [═ —].
**ССП, общий второст. член
7. Каждую ночь гремит(═) гром и сверкает(═) молния, льют(═) дожди.
[═ —] и [═ —], [═ —].
**Сложное с сочинительной и бессоюзной связью; общий второст. член
8. Когда наступил(═) вечер, солнце скрылось(═), и ночные тени быстро надвинулись(═) на город.
(Когда ═ —), [— ═], и [— ═].
**Сложное с подчинительной и сочинительной связью.
9.Перед ним цвели(═) и пестрели(═) луга и нивы золотые.
[═ и ═ — и —].
**Простое, осложнено двумя рядами однородных членов: однор. сказ. и однор. подлеж. – взять в кружки в схеме.
10. Мальчики сидели(═) за столом и, склонив головы и произнося шепотом слова, выполняли(═), по-видимому, какую-то работу, и я им не мешал(═).
[— ═ и, /до/ и /до/, ═ , |вв|, ], и [— ═].
**ССП; 1-е простое осложнено однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепр. об., а также вводным словом.