Решите упражнения Перепишите данные предложения, распределяя их по трём
группам: а) прямая речь стоит после слов автора; б) прямая
речь стоит перед словами автора; в) слова автора разрывают
прямую речь. Расставьте в предложениях знаки препинания.
Составьте схемы предложений ( по одной на каждую груп-
пу ).
1. Павел Петрович взглянул на Аркадия, как бы желая ска-
зать ему: Учтив твой друг, признаться. ( И. С. Тургенев ) 2. Чтоза соседство подумал Коля. Почему это рядом с оленьим следом
вьётся ровной цепочкой лисий? ( В. Песков ) 3. Ишь ты! подумала
мать. Смотришь медведем а живёшь лисой. ( М. Горький ) 4. Они
любят золото, как сороки засмеялся доктор. ( К. Паустовский )
5. Анна прочёл Щедрин я совершил великий грех перед тобой
не сказав тебе ни слова о предстоящей дуэли. ( К. Паустовский )
6. Ну, а мы что же делать будем с старик старуху. ( С. Гей-
ченко ) 7. Тихон Ильич покосился и сказал Сию минуту выйди
вон. ( И. А. Бунин ) 8. Как вы изволили провести время? вдруг
сказал отец. ( В. Набоков ) 9. Порфирий воскликнул толстый уви-
дев тонкого. Ты ли это? ( А. П. Чехов ) 10. Нечего их ни жалеть
ни жаловать сказал старичок в голубой ленте. ( А. C. Пушкин )
2) Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ ЧТО всему этому ПОПРОСТУ нет места в этом мире.
3) Можно ПО-РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла
4) Петровича, и ПОНАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
5) ЧТОБЫ вернуть Радищева современному русскому читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК ЖЕ как и
литературное творчество.
6) В ТЕЧЕНИЕ часа разговор не смолкал: говорили В ОСНОВНОМ НАСЧЁТ предстоящего путешествия.
7) СНАЧАЛА оленёнок шёл за оленихой медленно, но потом, когда день стал покрываться ночью, он побежал ВПЕРЁД, ЧТОБЫ не остаться во тьме.
8) ПО ЭТОМУ берегу идти лучше ПОТОМУ, что здесь больше тени.
9) В ЗАКЛЮЧЕНИЕ деловой встречи присутствующим предложили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее ВСЛЕДСТВИЕ наводнения.
10) В ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым кружились НАПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.
11) НЕСМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы ВСЁ-ТАКИ не остались равнодушными к красотам природы на Валдае.
12) ИТАК, все мои блестящие надежды рушились, и ВМЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
13) Трудно даже представить, ЧТО БЫ со мной случилось, ЕСЛИ БЫ поезд опоздал.
14) Министр НА ВСТРЕЧУ не прибыл, ЗАТО приехали губернаторы нескольких регионов.
15) ЧТО БЫ ни случилось, я всё ТАК ЖЕ тепло буду вспоминать дни, проведённые в деревне.
16) ЧТОБЫ образ был более колоритным, актёр импровизировал, ПРИЧЁМ делал это очень талантливо.
17) Рисунки художника, ТАК ЖЕ как и многие его полотна, не датированы, ПОЭТОМУ мало уточнению хронологии его творчества.
18) ПОНЕМНОГУ Ксения стала осваиваться в доме, но всё ещё робела и ПОТОМУ старалась чаще оставаться в своей комнате.
19) Высокая миссия Ольги Ильинской НА ВРЕМЯ ВПОЛНЕ удалась.
20) Подобно Санчо Пансе, Захар искренно предан своему барину и в ТО ЖЕ время ЕДВА ЛИ не во всём перечит ему.
21) ПО ТОМУ, как Одинцова «с принуждённым смехом» говорит о предложении, сделанном Кате, а ЗАТЕМ «опять смеётся и отворачивается», становятся ясны её растерянность и досада.
Слитное и раздельное написание объясняется принадлежностью того или иного слова к определенной части речи. Следует разграничивать предлоги, союзные слова, частицы, существительные. Как правило, если к слову можно задать вопрос, то оно пишется раздельно.