Родной русский 2) Как могут появляться в русском языке переносные значения
слов? Что об этом говорится в тексте? Какие языковые факты приво-
дятся?
3) Как вы понимаете смысл последнего абзаца? Какие языковые
выразительные средства здесь использованы ли они по-
нять авторскую оценку описанных фактов?
4) ответьте на вопрос, поставленный в названии текста.
5) О каком виде влияния на словарь русского языка говорится в
прочитанном фрагменте?
Родной русский очень надо
- Алло, бабушка, доброе утро!
- Привет, внученька! Как дела?
- Бабушка, мама с папой разрешили мне пожить у тебя на осенних каникулах. Можно я приеду?
- Конечно, внученька. Только вот у меня в саду много работы будет, не заскучаешь?
- Нет, бабушка. Я буду тебе . Что тебе нужно сделать?
- Нужно подрезать виноград и розы, убрать сухие кусты помидоров, капусту и морковь. Листву вымести.
- Листву убрать я могу. А розы ты сама, я не умею.
- Хорошо. Ну, я тебе все покажу.
- Бабушка, а ты мне свой пирог тыквенный приготовишь? Мой любимый?
- А как же! Знаешь, какой у меня хороший урожай тыквы в этом году!
- Классно! Хорошо там у тебя, в деревне. А грибы ты уже собирала в лесу?
- Немного собирала. Сейчас дожди припустили, подсохнет – сходим по грибы вместе.
- Здорово! Каникулы через неделю начинаются. Созвонимся еще!
- Хорошо, внученька, жду. Целую тебя. Привет маме с папой!
, передам. Целую, бабушка!
ну ток так
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать, говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет.
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про глагол.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (писать — написать, работать — поработать, экономить — сэкономить, нести, учиться, соревноваться, объединяться, встречаться) .
Глаголы бывают несовершенного (строить, делать, объединять, опираться, достигать, исчезать) и совершенного вида (построить, сделать, опереться, достигнуть, исчезнуть) .
Глаголы делятся на переходные (читать газету, строить дом, выпил воды, не написал письма) и непереходные (ходить, расти, обедать, радоваться) .
Глаголы изменяются по наклонениям: 1) Мы смотрим кинофильм. Пароход прибыл вчера. Туристы приедут на следующий день. Мы будем писать сочинение — глаголы смотрим, прибыл, приедут, будем писать в изъявительном наклонении; 2) Я пошёл бы в бассейн, если бы мне предложили — глаголы пошёл бы, предложили бы в условном наклонении; 3) Читай громко. Читайте выразительно; Век живи, век учись (пословица) ; Семь раз отмерь, а один отрежь (пословица) — глаголы читай, читайте, отмерь, отрежь, живи, учись в повелительном наклонении.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам:
1) Светит месяц в окно.. . Петухи пропели. Погасил свечку и лежу в постели (Никитин) — глаголы светит, лежу употреблены в форме настоящего времени, а глаголы пропели, погасил — в форме времени;
2) Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли, и вырастем мы, капитаны, в моря поведём корабли (В. Гусев) ; В деревне мы будем колхозникам в летних полевых работах — глаголы
узнаем, изучим, вырастем, поведём, будем употреблены в форме будущего времени.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам (я пишу, ты пишешь, он пишет, мы пишем, вы пишете, они пишут; я напишу, буду писать, ты напишешь, будешь писать, он напишет, будет писать, мы напишем, будем писать, вы напишете, будете писать, они напишут, будут писать) , а в времени —по числам и родам (в единственном числе) : я, ты, он писал; они писали; я, ты, она писала; мы, вы, они писали.
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределённой формой глагола (или инфинитивом) : ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь, беречься, откликнуться, тренироваться, заниматься. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.