Объяснение этих процессов учеными-лингвистами достаточно простое: чередование образовалось в результате упрощения произношения, причем изначальный смысл звуков по мере протекания этого процесса утрачивался.
В ученой среде бытует несколько ироническое выражение, которое звучит как “так сложилось исторически”. Оно объясняет многие непонятные явления в русском языке, в том числе и чередование согласных в корне. На самом деле такое объяснение имеет смысл – за каждой парой или тройкой чередующихся согласных в корне стоит длительный процесс языковых перемен.
Важно отметить, что значение корня при чередовании совершенно не изменяется, единицы с чередующимися согласными в корне слова продолжают считаться родственными и образуют лексические группы. При этом определить, какой именно звук считать основным, возможно не всегда, хотя в большинстве случаев какой-то согласный все-таки берется за точку отсчета.
window.Ya.adfoxCode.create({
ownerId: 326810,
containerId: 'adfox_predmety_300x250_2',
params: {
pp: 'h',
ps: 'eizi',
p2: 'gyoz'
}
});
Обычно чередование согласных имеет место в конце корня, на его границе с суффиксом или окончанием. Правил, согласно которым происходит это чередование, нет, в основном его просто нужно запомнить.
Иван Алексеевич Бунин писал рассказ " Цифры" , когда Россия стояла на перескрестке семи дорог. Стремительно менялось мировоззрение, семейные ценности, принципы воспитания. Время определило проблематику произведения. Писатель наряду с проблемами долга и чести, совести и гуманизма погружает читателя в тонкий мир взаимоотношений отцов и детей , несовершенства человеческой природы. Он подталкивает к размышлению,описывая житейскую ситуацию . Маленький мальчик желает знать цифры. Дяде лень объяснять, поэтому на первом месте " принцип". Ребенок стучит ногами, взрослый - не идет навстречу. Между прочим, стоило бы подумать над тем, полезна ли мальчика . Думаю, что да, ибо ребенок стремится к знанию. Но его наказали. Через некоторое время дядя заглядывает в комнату, понимая, что был не прав. Но выбор все-таки сделал маленький капризуля. Он взглянул голубыми глазками в лицо взрослого и сказал : " Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня". Это было давно, но историю помнит именно дядя. Таким образом, через воспоминания, растянутые во времени, Бунин показывает нам актуальность проблемы общения детей и взрослых, человечности и бесчеловечности, амбициозности и искренности. Главным же всегда является нравственный выбор каждого из нас.
На самом деле вариантов чередования согласных в корне очень много. Вот самые распространенные пары-тройки:
г\ ж\ з – друг- дружить- друзья; т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение; д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать; ц\ч\к – лицо-личико-лик; с\ш\х – лес-леший, пахать-вспашка; щ\ск-ст – мощеный – мостить, лощеный – лоск; б\ бл- любовь- люблю; в\ вл- ловить- ловля; м\ мл- ломить- преломление; п\ пл- лупить- луплю; ф\ фл- графить- графлю.
Объяснение этих процессов учеными-лингвистами достаточно простое: чередование образовалось в результате упрощения произношения, причем изначальный смысл звуков по мере протекания этого процесса утрачивался.
В ученой среде бытует несколько ироническое выражение, которое звучит как “так сложилось исторически”. Оно объясняет многие непонятные явления в русском языке, в том числе и чередование согласных в корне. На самом деле такое объяснение имеет смысл – за каждой парой или тройкой чередующихся согласных в корне стоит длительный процесс языковых перемен.
Важно отметить, что значение корня при чередовании совершенно не изменяется, единицы с чередующимися согласными в корне слова продолжают считаться родственными и образуют лексические группы. При этом определить, какой именно звук считать основным, возможно не всегда, хотя в большинстве случаев какой-то согласный все-таки берется за точку отсчета.
window.Ya.adfoxCode.create({
ownerId: 326810,
containerId: 'adfox_predmety_300x250_2',
params: {
pp: 'h',
ps: 'eizi',
p2: 'gyoz'
}
});
Обычно чередование согласных имеет место в конце корня, на его границе с суффиксом или окончанием. Правил, согласно которым происходит это чередование, нет, в основном его просто нужно запомнить.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/cheredovanie-soglasnyh-v-korne-slova.html
Маленький мальчик желает знать цифры. Дяде лень объяснять, поэтому на первом месте " принцип". Ребенок стучит ногами, взрослый - не идет навстречу. Между прочим, стоило бы подумать над тем, полезна ли мальчика . Думаю, что да, ибо ребенок стремится к знанию. Но его наказали. Через некоторое время дядя заглядывает в комнату, понимая, что был не прав. Но выбор все-таки сделал маленький капризуля. Он взглянул голубыми глазками в лицо взрослого и сказал : " Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня". Это было давно, но историю помнит именно дядя.
Таким образом, через воспоминания, растянутые во времени, Бунин показывает нам актуальность проблемы общения детей и взрослых, человечности и бесчеловечности, амбициозности и искренности. Главным же всегда является нравственный выбор каждого из нас.